рубрика ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Уголовная политика в отношении несовершеннолетних в Республике Беларусь
В статье на основе анализа нормативных правовых актов Республики Беларусь рассматривается современная уголовная политика государства в отношении несовершеннолетних, обозначаются ее основные направления. Кроме того, обращается
внимание на необходимость предусмотреть соответствующий объем дискреционных полномочий на всех этапах судебного разбирательства и на различных уровнях отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
Ключевые слова: уголовная политика в отношении несовершеннолетних; ювенальная юстиция; уголовно-процессуальная деятельность по делам несовершеннолетних
заместитель начальника кафедры уголовного процесса Академии МВД
Республики Беларусь, кандидат юридических
наук, доцент
, e-mail pmytnik@yandex.ru
-
1 Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред.
Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2003. С. 78–79.
2 Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм
как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994.
№ 2. С. 47.
3 См.: Абрамов В.И. Правовая политика современного
российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. 2004. № 8. С. 79–80.
4 Малышева О.А. К вопросу о понятии «уголовная политика» // Российский следователь. 2005. № 9. С. 30.
5 В 2008 г. в Республике Беларусь проживало 2008 тыс.
детей в возрасте до 18 лет, что составляло 21,3% от общей
численности населения.
6 См.: КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000
[Электронный ресурс].
7 См.: Указ Президента Республики Беларусь «О создании
Национальной комиссии по правам ребенка» // КонсультантПлюс: Беларусь (данным указом ежегодно утверждаются
Положение о Национальной комиссии по правам ребенка и
ее состав).
8 См.: КонсультантПлюс: Беларусь.
9 См.: Там же.
10 См.: Там же.
11 См.: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2003 г. № 43а «Об утверждении
Правил установления опеки или попечительства над иностранцами, не достигшими возраста 18 лет и не состоящими
в браке, прибывшими на территорию Республики Беларусь
без сопровождения их законных представителей, ходатайствующими о признании беженцами и признанными беженца-
ми» // Там же.
12 См.: Постановление Министерства здравоохранения
Республики Беларусь от 01.08.2003 г. № 38 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления, учета, обследования
и лечения несовершеннолетних, употребляющих спиртные
напитки, наркотические средства, психотропные либо иные
одурманивающие вещества, и Положения о подростковом наркологическом кабинете» (в ред. от 17.12.2007 г.) //
Там же.
13 См.: Постановление Министерства внутренних дел
Республики Беларусь от 27.10.2003 г. № 242 «Об утверждении Инструкции по организации работы инспекций по делам
несовершеннолетних органов внутренних дел» (в ред. от
26.11.2007 г.) // Там же.
14 См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.12.2003 г. № 1597 «Об утверждении Примерного
устава специального учебно-воспитательного учреждения»
(в ред. от 27.11.2007 г.) // Там же.
15 См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2003 г. № 604 «Об утверждении Примерного
устава специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации» (в ред. от 26.12.2006 г.) // Там же.
16 См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2003 г. № 1689 «Об утверждении Примерного
устава специального лечебно-воспитательного учреждения»
(в ред. от 27.11.2007 г.) // Там же.
17 См.: Пстановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2003 г. № 1599 «Об утверждении Положения
о порядке образования и деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних» (в ред. от 18.02.2008 г.) // Там же.
18 В России около 4 млн безнадзорных детей
(см.: Трунов И.Л., Айвар Л.К. Уголовно-правовые проблемы
уголовной ответственности несовершеннолетних // Российская юстиция. 2007. № 10. С. 2).
19 См.: Тарасюк Н. Проблема назначения опекунов и попечителей в семейном праве Республики Беларусь // Юстиция
Беларуси. 2007. № 10. С. 54–56.
20 См.: КонсультантПлюс: Беларусь.
21 См.: Там же.
22 См.: Дикарев И.С. Принцип повышенной защиты прав и
законных интересов несовершеннолетних // Российская юстиция. 2007. № 5. С. 37–39.
23 В специальной литературе предлагается предусмотреть в законе обязательное участие защитника при проведении проверки (в порядке ст. 173 УПК РБ) в тех случаях, когда
несовершеннолетний явился с повинной (см.: Гладышева
О.В., Сокольникова Н.В. Явка несовершеннолетнего с по-
винной: требуется определение процессуального статуса //
Российский следователь. 2008. № 3. С. 6–7).
24 «В Республике Беларусь органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные
органы. Осуществление функций по опеке и попечительству
в отношении несовершеннолетних лиц возлагается на управления (отделы) образования, а в случаях, предусмотренных
законодательными актами, – на комиссии по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации» (п. 2 Положения об органах
опеки и попечительства в Республике Беларусь).
25 Законодатель требует обязательного участия педагога
или психолога (если буквально толковать закон) лишь при
допросе; вместе с тем несовершеннолетний допрашивается
в ходе очной ставки, дает показания при проверке показаний
на месте, а также может давать пояснения при предъявлении
для опознания, в ходе осмотра и при проведении следственного эксперимента. В данном случае закон требует расширительного толкования.
26 См.: Постановление Верховного Совета Республики
Беларусь от 23.04.1992 г. «О Концепции судебно-правовой
реформы» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 16. Ст. 270.
27 За создание в Республике Беларусь ювенальной юстиции последовательно выступает профессор И.И. Мартинович
(см., напр.: Мартинович И. В Беларуси созрели предпосылки
создания ювенальной юстиции // Российская юстиция. 2002.
№ 8. С. 49–50).
28 См.: Мельникова Э. Будет ли в России ювенальная юстиция? // Российская юстиция. 1998. № 11. С. 38–40.
29 Например, в 1953 г. были созданы ювенальные суды в
ФРГ, которые рассматривают уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами моложе 21 года (см. подр.: Образцов В., Богомолова С. Эксперт-психолог в суде Германии:
оценка достоверности показаний // Законность. 2003. № 1.
С. 50–52; Международный опыт (ювенальная юстиция в Германии) // Юстиция Беларуси. 2006. № 4. С. 15–17). «Первый
в России ювенальный суд был открыт 25 марта 2004 г. в Таганроге (Ростовская область). Суд расположен в отдельном
здании и полностью соответствует международным стандартам» (см.: Ткачев В.Н. Специализация судей по делам несовершеннолетних как модель будущего ювенального суда в
России (опыт Ростовской области) // Российская юстиция.
2007. № 9. С. 5).
30 См.: Трунов И.Л., Айвар Л.К. Уголовно-правовые проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних //
Российская юстиция. 2007. № 10. С. 5.
31 См.: Там же. С. 3.
32 См.: Ведерникова О.Н. Современные тенденции развития ювенальной юстиции за рубежом // Российская юстиция.
2005. № 3. С. 43.
33 См.: Там же. С. 47. Следует иметь в виду, что имеются и противники ювенальной юстиции. Так, И. Медведева и
Т. Шишова критикуют законопроект «Основы законодательства о ювенальной юстиции»: «В рамках проектов ювенальной
юстиции родители превращаются из законных представите-
лей, обладающих правом на преимущественное воспитание
своих детей, в мишень для правовых органов и социальных
служб. Корень этой коренной реформы в области защиты
прав детей в том, что резко принижается, фактически обесценивается роль кровных родителей» (Медведева И., Шишова Т. Царство судей // Наш современник. 2008. № 8. С. 233).
«В системе предупреждения и противодействия асоциальному поведению несовершеннолетних должен преобладать
комплексный экономический, социальный, культурный и
нравственно-правовой подход с доминированием не мер
наказания и контроля, а социальной и культурной политики,
криминологической общей и индивидуальной профилактики.
Следует разрабатывать и реализовывать не концепцию ювенальной юстиции, а концепцию ювенальной антидевиантной
политики, в которой ювенальная юстиция в традиционном ее
понимании выступала бы только одним из компонентов социально-правовой системы предупреждения и противодействия
асоциальному девиантному поведению несовершеннолетней
молодежи» (Барановский Н. Ювенальная антидевиантная политика // Юстиция Беларуси. 2008. № 11. С. 42).
34 См.: Приказ Министерства внутренних дел Республики
Беларусь от 26.08.2002 г. № 206 «Об утверждении Положения
об основах деятельности органов внутренних дел по организации профилактики преступлений» (в ред. от 30.09.2008 г.)
// КонсультантПлюс: Беларусь.
35 См.: Ткачев В.Н. Специализация судей по делам несовершеннолетних как модель будущего ювенального суда в
России (опыт Ростовской области). С. 2–5.
36 См.: Василевич Г. О работе органов прокуратуры в современных условиях и некоторых мерах по дальнейшему повышению эффективности прокурорского надзора // Законность и правопорядок. 2009. № 3. С. 4–9.
Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2003. С. 78–79.
2 Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм
как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994.
№ 2. С. 47.
3 См.: Абрамов В.И. Правовая политика современного
российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. 2004. № 8. С. 79–80.
4 Малышева О.А. К вопросу о понятии «уголовная политика» // Российский следователь. 2005. № 9. С. 30.
5 В 2008 г. в Республике Беларусь проживало 2008 тыс.
детей в возрасте до 18 лет, что составляло 21,3% от общей
численности населения.
6 См.: КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000
[Электронный ресурс].
7 См.: Указ Президента Республики Беларусь «О создании
Национальной комиссии по правам ребенка» // КонсультантПлюс: Беларусь (данным указом ежегодно утверждаются
Положение о Национальной комиссии по правам ребенка и
ее состав).
8 См.: КонсультантПлюс: Беларусь.
9 См.: Там же.
10 См.: Там же.
11 См.: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2003 г. № 43а «Об утверждении
Правил установления опеки или попечительства над иностранцами, не достигшими возраста 18 лет и не состоящими
в браке, прибывшими на территорию Республики Беларусь
без сопровождения их законных представителей, ходатайствующими о признании беженцами и признанными беженца-
ми» // Там же.
12 См.: Постановление Министерства здравоохранения
Республики Беларусь от 01.08.2003 г. № 38 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления, учета, обследования
и лечения несовершеннолетних, употребляющих спиртные
напитки, наркотические средства, психотропные либо иные
одурманивающие вещества, и Положения о подростковом наркологическом кабинете» (в ред. от 17.12.2007 г.) //
Там же.
13 См.: Постановление Министерства внутренних дел
Республики Беларусь от 27.10.2003 г. № 242 «Об утверждении Инструкции по организации работы инспекций по делам
несовершеннолетних органов внутренних дел» (в ред. от
26.11.2007 г.) // Там же.
14 См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.12.2003 г. № 1597 «Об утверждении Примерного
устава специального учебно-воспитательного учреждения»
(в ред. от 27.11.2007 г.) // Там же.
15 См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2003 г. № 604 «Об утверждении Примерного
устава специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации» (в ред. от 26.12.2006 г.) // Там же.
16 См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2003 г. № 1689 «Об утверждении Примерного
устава специального лечебно-воспитательного учреждения»
(в ред. от 27.11.2007 г.) // Там же.
17 См.: Пстановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2003 г. № 1599 «Об утверждении Положения
о порядке образования и деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних» (в ред. от 18.02.2008 г.) // Там же.
18 В России около 4 млн безнадзорных детей
(см.: Трунов И.Л., Айвар Л.К. Уголовно-правовые проблемы
уголовной ответственности несовершеннолетних // Российская юстиция. 2007. № 10. С. 2).
19 См.: Тарасюк Н. Проблема назначения опекунов и попечителей в семейном праве Республики Беларусь // Юстиция
Беларуси. 2007. № 10. С. 54–56.
20 См.: КонсультантПлюс: Беларусь.
21 См.: Там же.
22 См.: Дикарев И.С. Принцип повышенной защиты прав и
законных интересов несовершеннолетних // Российская юстиция. 2007. № 5. С. 37–39.
23 В специальной литературе предлагается предусмотреть в законе обязательное участие защитника при проведении проверки (в порядке ст. 173 УПК РБ) в тех случаях, когда
несовершеннолетний явился с повинной (см.: Гладышева
О.В., Сокольникова Н.В. Явка несовершеннолетнего с по-
винной: требуется определение процессуального статуса //
Российский следователь. 2008. № 3. С. 6–7).
24 «В Республике Беларусь органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные
органы. Осуществление функций по опеке и попечительству
в отношении несовершеннолетних лиц возлагается на управления (отделы) образования, а в случаях, предусмотренных
законодательными актами, – на комиссии по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации» (п. 2 Положения об органах
опеки и попечительства в Республике Беларусь).
25 Законодатель требует обязательного участия педагога
или психолога (если буквально толковать закон) лишь при
допросе; вместе с тем несовершеннолетний допрашивается
в ходе очной ставки, дает показания при проверке показаний
на месте, а также может давать пояснения при предъявлении
для опознания, в ходе осмотра и при проведении следственного эксперимента. В данном случае закон требует расширительного толкования.
26 См.: Постановление Верховного Совета Республики
Беларусь от 23.04.1992 г. «О Концепции судебно-правовой
реформы» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 16. Ст. 270.
27 За создание в Республике Беларусь ювенальной юстиции последовательно выступает профессор И.И. Мартинович
(см., напр.: Мартинович И. В Беларуси созрели предпосылки
создания ювенальной юстиции // Российская юстиция. 2002.
№ 8. С. 49–50).
28 См.: Мельникова Э. Будет ли в России ювенальная юстиция? // Российская юстиция. 1998. № 11. С. 38–40.
29 Например, в 1953 г. были созданы ювенальные суды в
ФРГ, которые рассматривают уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами моложе 21 года (см. подр.: Образцов В., Богомолова С. Эксперт-психолог в суде Германии:
оценка достоверности показаний // Законность. 2003. № 1.
С. 50–52; Международный опыт (ювенальная юстиция в Германии) // Юстиция Беларуси. 2006. № 4. С. 15–17). «Первый
в России ювенальный суд был открыт 25 марта 2004 г. в Таганроге (Ростовская область). Суд расположен в отдельном
здании и полностью соответствует международным стандартам» (см.: Ткачев В.Н. Специализация судей по делам несовершеннолетних как модель будущего ювенального суда в
России (опыт Ростовской области) // Российская юстиция.
2007. № 9. С. 5).
30 См.: Трунов И.Л., Айвар Л.К. Уголовно-правовые проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних //
Российская юстиция. 2007. № 10. С. 5.
31 См.: Там же. С. 3.
32 См.: Ведерникова О.Н. Современные тенденции развития ювенальной юстиции за рубежом // Российская юстиция.
2005. № 3. С. 43.
33 См.: Там же. С. 47. Следует иметь в виду, что имеются и противники ювенальной юстиции. Так, И. Медведева и
Т. Шишова критикуют законопроект «Основы законодательства о ювенальной юстиции»: «В рамках проектов ювенальной
юстиции родители превращаются из законных представите-
лей, обладающих правом на преимущественное воспитание
своих детей, в мишень для правовых органов и социальных
служб. Корень этой коренной реформы в области защиты
прав детей в том, что резко принижается, фактически обесценивается роль кровных родителей» (Медведева И., Шишова Т. Царство судей // Наш современник. 2008. № 8. С. 233).
«В системе предупреждения и противодействия асоциальному поведению несовершеннолетних должен преобладать
комплексный экономический, социальный, культурный и
нравственно-правовой подход с доминированием не мер
наказания и контроля, а социальной и культурной политики,
криминологической общей и индивидуальной профилактики.
Следует разрабатывать и реализовывать не концепцию ювенальной юстиции, а концепцию ювенальной антидевиантной
политики, в которой ювенальная юстиция в традиционном ее
понимании выступала бы только одним из компонентов социально-правовой системы предупреждения и противодействия
асоциальному девиантному поведению несовершеннолетней
молодежи» (Барановский Н. Ювенальная антидевиантная политика // Юстиция Беларуси. 2008. № 11. С. 42).
34 См.: Приказ Министерства внутренних дел Республики
Беларусь от 26.08.2002 г. № 206 «Об утверждении Положения
об основах деятельности органов внутренних дел по организации профилактики преступлений» (в ред. от 30.09.2008 г.)
// КонсультантПлюс: Беларусь.
35 См.: Ткачев В.Н. Специализация судей по делам несовершеннолетних как модель будущего ювенального суда в
России (опыт Ростовской области). С. 2–5.
36 См.: Василевич Г. О работе органов прокуратуры в современных условиях и некоторых мерах по дальнейшему повышению эффективности прокурорского надзора // Законность и правопорядок. 2009. № 3. С. 4–9.