Journal section OVERSEAS EXPERIENCE
Criminal policy concerning juveniles in the republic of Belarus
In the article on the base of analyze of the
normative law acts the author shows the modern
criminal policy of the state regarding to juveniles,
depicts its main directions. Besides the author pays much attention to the necessity to foresee the
proper discretional
Keywords: criminal policy concerning juveniles; juvenile justice; criminal and process activity as regards to juveniles
assistant chief of the criminal process
department of the Ministry of Internal Affairs of
Belarus, candidate of law sciences, docent
, e-mail pmytnik@yandex.ru
-
1 Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред.
Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2003. С. 78–79.
2 Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм
как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994.
№ 2. С. 47.
3 См.: Абрамов В.И. Правовая политика современного
российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. 2004. № 8. С. 79–80.
4 Малышева О.А. К вопросу о понятии «уголовная политика» // Российский следователь. 2005. № 9. С. 30.
5 В 2008 г. в Республике Беларусь проживало 2008 тыс.
детей в возрасте до 18 лет, что составляло 21,3% от общей
численности населения.
6 См.: КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000
[Электронный ресурс].
7 См.: Указ Президента Республики Беларусь «О создании
Национальной комиссии по правам ребенка» // КонсультантПлюс: Беларусь (данным указом ежегодно утверждаются
Положение о Национальной комиссии по правам ребенка и
ее состав).
8 См.: КонсультантПлюс: Беларусь.
9 См.: Там же.
10 См.: Там же.
11 См.: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2003 г. № 43а «Об утверждении
Правил установления опеки или попечительства над иностранцами, не достигшими возраста 18 лет и не состоящими
в браке, прибывшими на территорию Республики Беларусь
без сопровождения их законных представителей, ходатайствующими о признании беженцами и признанными беженца-
ми» // Там же.
12 См.: Постановление Министерства здравоохранения
Республики Беларусь от 01.08.2003 г. № 38 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления, учета, обследования
и лечения несовершеннолетних, употребляющих спиртные
напитки, наркотические средства, психотропные либо иные
одурманивающие вещества, и Положения о подростковом наркологическом кабинете» (в ред. от 17.12.2007 г.) //
Там же.
13 См.: Постановление Министерства внутренних дел
Республики Беларусь от 27.10.2003 г. № 242 «Об утверждении Инструкции по организации работы инспекций по делам
несовершеннолетних органов внутренних дел» (в ред. от
26.11.2007 г.) // Там же.
14 См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.12.2003 г. № 1597 «Об утверждении Примерного
устава специального учебно-воспитательного учреждения»
(в ред. от 27.11.2007 г.) // Там же.
15 См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2003 г. № 604 «Об утверждении Примерного
устава специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации» (в ред. от 26.12.2006 г.) // Там же.
16 См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2003 г. № 1689 «Об утверждении Примерного
устава специального лечебно-воспитательного учреждения»
(в ред. от 27.11.2007 г.) // Там же.
17 См.: Пстановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2003 г. № 1599 «Об утверждении Положения
о порядке образования и деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних» (в ред. от 18.02.2008 г.) // Там же.
18 В России около 4 млн безнадзорных детей
(см.: Трунов И.Л., Айвар Л.К. Уголовно-правовые проблемы
уголовной ответственности несовершеннолетних // Российская юстиция. 2007. № 10. С. 2).
19 См.: Тарасюк Н. Проблема назначения опекунов и попечителей в семейном праве Республики Беларусь // Юстиция
Беларуси. 2007. № 10. С. 54–56.
20 См.: КонсультантПлюс: Беларусь.
21 См.: Там же.
22 См.: Дикарев И.С. Принцип повышенной защиты прав и
законных интересов несовершеннолетних // Российская юстиция. 2007. № 5. С. 37–39.
23 В специальной литературе предлагается предусмотреть в законе обязательное участие защитника при проведении проверки (в порядке ст. 173 УПК РБ) в тех случаях, когда
несовершеннолетний явился с повинной (см.: Гладышева
О.В., Сокольникова Н.В. Явка несовершеннолетнего с по-
винной: требуется определение процессуального статуса //
Российский следователь. 2008. № 3. С. 6–7).
24 «В Республике Беларусь органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные
органы. Осуществление функций по опеке и попечительству
в отношении несовершеннолетних лиц возлагается на управления (отделы) образования, а в случаях, предусмотренных
законодательными актами, – на комиссии по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации» (п. 2 Положения об органах
опеки и попечительства в Республике Беларусь).
25 Законодатель требует обязательного участия педагога
или психолога (если буквально толковать закон) лишь при
допросе; вместе с тем несовершеннолетний допрашивается
в ходе очной ставки, дает показания при проверке показаний
на месте, а также может давать пояснения при предъявлении
для опознания, в ходе осмотра и при проведении следственного эксперимента. В данном случае закон требует расширительного толкования.
26 См.: Постановление Верховного Совета Республики
Беларусь от 23.04.1992 г. «О Концепции судебно-правовой
реформы» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 16. Ст. 270.
27 За создание в Республике Беларусь ювенальной юстиции последовательно выступает профессор И.И. Мартинович
(см., напр.: Мартинович И. В Беларуси созрели предпосылки
создания ювенальной юстиции // Российская юстиция. 2002.
№ 8. С. 49–50).
28 См.: Мельникова Э. Будет ли в России ювенальная юстиция? // Российская юстиция. 1998. № 11. С. 38–40.
29 Например, в 1953 г. были созданы ювенальные суды в
ФРГ, которые рассматривают уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами моложе 21 года (см. подр.: Образцов В., Богомолова С. Эксперт-психолог в суде Германии:
оценка достоверности показаний // Законность. 2003. № 1.
С. 50–52; Международный опыт (ювенальная юстиция в Германии) // Юстиция Беларуси. 2006. № 4. С. 15–17). «Первый
в России ювенальный суд был открыт 25 марта 2004 г. в Таганроге (Ростовская область). Суд расположен в отдельном
здании и полностью соответствует международным стандартам» (см.: Ткачев В.Н. Специализация судей по делам несовершеннолетних как модель будущего ювенального суда в
России (опыт Ростовской области) // Российская юстиция.
2007. № 9. С. 5).
30 См.: Трунов И.Л., Айвар Л.К. Уголовно-правовые проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних //
Российская юстиция. 2007. № 10. С. 5.
31 См.: Там же. С. 3.
32 См.: Ведерникова О.Н. Современные тенденции развития ювенальной юстиции за рубежом // Российская юстиция.
2005. № 3. С. 43.
33 См.: Там же. С. 47. Следует иметь в виду, что имеются и противники ювенальной юстиции. Так, И. Медведева и
Т. Шишова критикуют законопроект «Основы законодательства о ювенальной юстиции»: «В рамках проектов ювенальной
юстиции родители превращаются из законных представите-
лей, обладающих правом на преимущественное воспитание
своих детей, в мишень для правовых органов и социальных
служб. Корень этой коренной реформы в области защиты
прав детей в том, что резко принижается, фактически обесценивается роль кровных родителей» (Медведева И., Шишова Т. Царство судей // Наш современник. 2008. № 8. С. 233).
«В системе предупреждения и противодействия асоциальному поведению несовершеннолетних должен преобладать
комплексный экономический, социальный, культурный и
нравственно-правовой подход с доминированием не мер
наказания и контроля, а социальной и культурной политики,
криминологической общей и индивидуальной профилактики.
Следует разрабатывать и реализовывать не концепцию ювенальной юстиции, а концепцию ювенальной антидевиантной
политики, в которой ювенальная юстиция в традиционном ее
понимании выступала бы только одним из компонентов социально-правовой системы предупреждения и противодействия
асоциальному девиантному поведению несовершеннолетней
молодежи» (Барановский Н. Ювенальная антидевиантная политика // Юстиция Беларуси. 2008. № 11. С. 42).
34 См.: Приказ Министерства внутренних дел Республики
Беларусь от 26.08.2002 г. № 206 «Об утверждении Положения
об основах деятельности органов внутренних дел по организации профилактики преступлений» (в ред. от 30.09.2008 г.)
// КонсультантПлюс: Беларусь.
35 См.: Ткачев В.Н. Специализация судей по делам несовершеннолетних как модель будущего ювенального суда в
России (опыт Ростовской области). С. 2–5.
36 См.: Василевич Г. О работе органов прокуратуры в современных условиях и некоторых мерах по дальнейшему повышению эффективности прокурорского надзора // Законность и правопорядок. 2009. № 3. С. 4–9.
Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2003. С. 78–79.
2 Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм
как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994.
№ 2. С. 47.
3 См.: Абрамов В.И. Правовая политика современного
российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. 2004. № 8. С. 79–80.
4 Малышева О.А. К вопросу о понятии «уголовная политика» // Российский следователь. 2005. № 9. С. 30.
5 В 2008 г. в Республике Беларусь проживало 2008 тыс.
детей в возрасте до 18 лет, что составляло 21,3% от общей
численности населения.
6 См.: КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000
[Электронный ресурс].
7 См.: Указ Президента Республики Беларусь «О создании
Национальной комиссии по правам ребенка» // КонсультантПлюс: Беларусь (данным указом ежегодно утверждаются
Положение о Национальной комиссии по правам ребенка и
ее состав).
8 См.: КонсультантПлюс: Беларусь.
9 См.: Там же.
10 См.: Там же.
11 См.: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2003 г. № 43а «Об утверждении
Правил установления опеки или попечительства над иностранцами, не достигшими возраста 18 лет и не состоящими
в браке, прибывшими на территорию Республики Беларусь
без сопровождения их законных представителей, ходатайствующими о признании беженцами и признанными беженца-
ми» // Там же.
12 См.: Постановление Министерства здравоохранения
Республики Беларусь от 01.08.2003 г. № 38 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления, учета, обследования
и лечения несовершеннолетних, употребляющих спиртные
напитки, наркотические средства, психотропные либо иные
одурманивающие вещества, и Положения о подростковом наркологическом кабинете» (в ред. от 17.12.2007 г.) //
Там же.
13 См.: Постановление Министерства внутренних дел
Республики Беларусь от 27.10.2003 г. № 242 «Об утверждении Инструкции по организации работы инспекций по делам
несовершеннолетних органов внутренних дел» (в ред. от
26.11.2007 г.) // Там же.
14 См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.12.2003 г. № 1597 «Об утверждении Примерного
устава специального учебно-воспитательного учреждения»
(в ред. от 27.11.2007 г.) // Там же.
15 См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2003 г. № 604 «Об утверждении Примерного
устава специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации» (в ред. от 26.12.2006 г.) // Там же.
16 См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2003 г. № 1689 «Об утверждении Примерного
устава специального лечебно-воспитательного учреждения»
(в ред. от 27.11.2007 г.) // Там же.
17 См.: Пстановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2003 г. № 1599 «Об утверждении Положения
о порядке образования и деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних» (в ред. от 18.02.2008 г.) // Там же.
18 В России около 4 млн безнадзорных детей
(см.: Трунов И.Л., Айвар Л.К. Уголовно-правовые проблемы
уголовной ответственности несовершеннолетних // Российская юстиция. 2007. № 10. С. 2).
19 См.: Тарасюк Н. Проблема назначения опекунов и попечителей в семейном праве Республики Беларусь // Юстиция
Беларуси. 2007. № 10. С. 54–56.
20 См.: КонсультантПлюс: Беларусь.
21 См.: Там же.
22 См.: Дикарев И.С. Принцип повышенной защиты прав и
законных интересов несовершеннолетних // Российская юстиция. 2007. № 5. С. 37–39.
23 В специальной литературе предлагается предусмотреть в законе обязательное участие защитника при проведении проверки (в порядке ст. 173 УПК РБ) в тех случаях, когда
несовершеннолетний явился с повинной (см.: Гладышева
О.В., Сокольникова Н.В. Явка несовершеннолетнего с по-
винной: требуется определение процессуального статуса //
Российский следователь. 2008. № 3. С. 6–7).
24 «В Республике Беларусь органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные
органы. Осуществление функций по опеке и попечительству
в отношении несовершеннолетних лиц возлагается на управления (отделы) образования, а в случаях, предусмотренных
законодательными актами, – на комиссии по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации» (п. 2 Положения об органах
опеки и попечительства в Республике Беларусь).
25 Законодатель требует обязательного участия педагога
или психолога (если буквально толковать закон) лишь при
допросе; вместе с тем несовершеннолетний допрашивается
в ходе очной ставки, дает показания при проверке показаний
на месте, а также может давать пояснения при предъявлении
для опознания, в ходе осмотра и при проведении следственного эксперимента. В данном случае закон требует расширительного толкования.
26 См.: Постановление Верховного Совета Республики
Беларусь от 23.04.1992 г. «О Концепции судебно-правовой
реформы» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 16. Ст. 270.
27 За создание в Республике Беларусь ювенальной юстиции последовательно выступает профессор И.И. Мартинович
(см., напр.: Мартинович И. В Беларуси созрели предпосылки
создания ювенальной юстиции // Российская юстиция. 2002.
№ 8. С. 49–50).
28 См.: Мельникова Э. Будет ли в России ювенальная юстиция? // Российская юстиция. 1998. № 11. С. 38–40.
29 Например, в 1953 г. были созданы ювенальные суды в
ФРГ, которые рассматривают уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами моложе 21 года (см. подр.: Образцов В., Богомолова С. Эксперт-психолог в суде Германии:
оценка достоверности показаний // Законность. 2003. № 1.
С. 50–52; Международный опыт (ювенальная юстиция в Германии) // Юстиция Беларуси. 2006. № 4. С. 15–17). «Первый
в России ювенальный суд был открыт 25 марта 2004 г. в Таганроге (Ростовская область). Суд расположен в отдельном
здании и полностью соответствует международным стандартам» (см.: Ткачев В.Н. Специализация судей по делам несовершеннолетних как модель будущего ювенального суда в
России (опыт Ростовской области) // Российская юстиция.
2007. № 9. С. 5).
30 См.: Трунов И.Л., Айвар Л.К. Уголовно-правовые проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних //
Российская юстиция. 2007. № 10. С. 5.
31 См.: Там же. С. 3.
32 См.: Ведерникова О.Н. Современные тенденции развития ювенальной юстиции за рубежом // Российская юстиция.
2005. № 3. С. 43.
33 См.: Там же. С. 47. Следует иметь в виду, что имеются и противники ювенальной юстиции. Так, И. Медведева и
Т. Шишова критикуют законопроект «Основы законодательства о ювенальной юстиции»: «В рамках проектов ювенальной
юстиции родители превращаются из законных представите-
лей, обладающих правом на преимущественное воспитание
своих детей, в мишень для правовых органов и социальных
служб. Корень этой коренной реформы в области защиты
прав детей в том, что резко принижается, фактически обесценивается роль кровных родителей» (Медведева И., Шишова Т. Царство судей // Наш современник. 2008. № 8. С. 233).
«В системе предупреждения и противодействия асоциальному поведению несовершеннолетних должен преобладать
комплексный экономический, социальный, культурный и
нравственно-правовой подход с доминированием не мер
наказания и контроля, а социальной и культурной политики,
криминологической общей и индивидуальной профилактики.
Следует разрабатывать и реализовывать не концепцию ювенальной юстиции, а концепцию ювенальной антидевиантной
политики, в которой ювенальная юстиция в традиционном ее
понимании выступала бы только одним из компонентов социально-правовой системы предупреждения и противодействия
асоциальному девиантному поведению несовершеннолетней
молодежи» (Барановский Н. Ювенальная антидевиантная политика // Юстиция Беларуси. 2008. № 11. С. 42).
34 См.: Приказ Министерства внутренних дел Республики
Беларусь от 26.08.2002 г. № 206 «Об утверждении Положения
об основах деятельности органов внутренних дел по организации профилактики преступлений» (в ред. от 30.09.2008 г.)
// КонсультантПлюс: Беларусь.
35 См.: Ткачев В.Н. Специализация судей по делам несовершеннолетних как модель будущего ювенального суда в
России (опыт Ростовской области). С. 2–5.
36 См.: Василевич Г. О работе органов прокуратуры в современных условиях и некоторых мерах по дальнейшему повышению эффективности прокурорского надзора // Законность и правопорядок. 2009. № 3. С. 4–9.