Роль семьи и референтных групп в формировании противоправного поведения несовершеннолетних
Статья посвящена актуальной для современной России проблеме противоправного поведения несовершеннолетних и выявлению роли семьи и референтных групп в его формировании. Анализ преступности подростков позволил выявить ее характеристики, вызывающие тревогу: групповой характер, рецидивность, совершение преступления в состоянии опьянения. По данным социологических опросов, на формирование противоправного поведения несовершеннолетних оказывают влияние следующие факторы: 1) на уровне семьи: неправильные стили семейного воспитания (безконтрольность, попустительство и неумение взаимодействовать со своими детьми в сложных ситуациях, наказания, безразличие со стороны родителей); девиантные паттерны поведения (алкоголизм, криминальность членов семьи). Внутрисемейное общение направлено преимущественно на контроль успеваемости и посещения школы. В ответ подростки испытывают негативные чувства по отношению к родным, часто происходит их фактический отрыв от семьи. При попадании в исправительное учреждение в 30 % случаев связи подростка с семьей не сохраняются. Функции воспитания оказываются для большинства семей непосильными без государственной поддержки, однако механизмы социального контроля не могут компенсировать недостатки семейного воспитания; 2) на уровне школы и референтных групп: школьная дезадаптация, отвержение одноклассниками, делинквентность референтной группы. В компаниях часто возникают ситуации угрозы самооценке, которые приводят к совершению противоправных действий. Под влиянием референтных групп у подростка формируется система ценностей, связанная с материальной обеспеченностью, силой, агрессией. При возникновении трудных жизненных ситуаций несовершеннолетние предпочитают уход от проблем. За помощью они чаще всего обращаются к друзьям, родителям, учителям, но при просьбе сталкиваются с негативными эмоциями.
Ключевые слова: преступность несовершеннолетних; социально-психологический фактор; трудная жизненная ситуация; стили семейного воспитания; референтные группы.
2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000.
3. Башкатов И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., 2000.
4. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
5. Белкин А. С. Теория педагогической диагностики и предупреждения отклонений в поведении школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1980.
6. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001.
7. Борисов И. Ю. Механизм гедонистического риска и его роль в отклоняющемся поведении молодежи // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3. С. 63–74.
8. Бухлина Л. Ю. Исследование социальных позиций подростков с различной степенью изоляции от семьи // Девиантология : хрестоматия / авт.-сост. Ю. А. Клейберг. СПб., 2007. С. 24–32.
9. Васильева Ю. А. Особенности смысловой сферы личности при нарушении социальной регуляции поведения //
Психол. журн. 1997. № 2. Т. 18. С. 58–78.
10. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. М., 2004.
11. Ковалев В. В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков //
Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1981. С. 11–23.
12. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб., 2010.
13. Лунеев В. В. Функции мотивации // Криминальная мотивация / отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М., 1986. С. 19–36.
14. Наприс А. В. Психологическая характеристика личностных жизненных планов и их влияние на поведение осужденных молодежного возраста : автореф. дис. … канд. психол. наук. Рязань, 1997.
15. Неумоева Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте //
Девиантология : хрестоматия / авт.-сост. Ю. А. Клейберг. СПб., 2007. С. 84–93.
16. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. М., 2007.
17. Птичкина Е. Л. Внутрисемейные детерминанты девиантного поведения старших подростков : дис. … канд. психол. наук. М., 2001.
18. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности : учеб. пособие. СПб., 2001.
19. Свистунова Е. В. Особенности Я-концепции подростков с нарушением поведения : дис. … канд. психол. наук.
М., 2001.
20. Смолева Е. О. Анализ психологических теорий девиантности несовершеннолетних. URL: http://psychology.
snauka.ru/2014/06/3322 (дата обращения: 25.01.2017).
21. Смолева Е. О. Влияние стилей семейного воспитания на формирование локуса контроля несовершеннолетних // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 4 (39). С. 57–59.
22. Фельдштейн Д. И. Трудный подросток. М. ; Воронеж, 2008.
23. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1989.