рубрика СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Анафема как форма уголовной и политической репрессии в карательной политике Российского государства
В статье с опорой на различные источники предпринимается попытка изучить использование анафемы в качестве формы уголовной и политической репрессии. Ретроспективно прослеживается эволюция этого наказания в контексте развития государственно-церковных отношений в Российском государстве.
Ключевые слова: анафема; интердикт; великое отлучение; анафемство- вание; церковное наказание; уголовная репрессия; политическая репрессия; цер- ковная юрисдикция; государственно-церковные отношения; институционализация анафемы.
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, кандидат исторических наук, доцент
, e-mail apavlushkov@yandex.ru
-
1 См.: Духовный Регламент Всеподданнейшего Держав-
ного Государя Петра Первого, императора и самодержца
всероссийского. М., 1904. С. 41–42.
2 В правилах вселенских и поместных соборов анафема
употребляется 31 раз. Например, II Вселенский собор разре-
шал предавать анафеме любого еретика, V Вселенский со-
бор (553 г.) разрешил использовать ее за грубое толкование
Библии, VII Вселенский собор (II Никейский) (787 г.) рекомен-
довал ее применять при иконоборчестве и т.д.
3 Например, Церковный собор 1667 г. обосновал приме-
нение анафемы в отношении еретиков (см.: Каптерев Н.Ф.
Суждения Большого Московского Собора 1667 г. о власти
царской и Патриаршей // Богословский вестник. 1892. Окт.
С. 46–74).
4 Христианское вероучение. Догматические тексты Учи-
тельства Церкви (III–XX вв.). СПб., 2002. С. 194–198.
5 Особенно это было характерно для периода Москов-
ского государства, когда юрисдикция церкви была наиболее
широкой, а судебная власть епископата подкреплялась фи-
нансовой мощью РПЦ. На церковных землях епископы были
полновластными владыками.
6 См.: Настольная грамота митрополита Киприяна Новго-
родскому архиепископу Киприяну о подсудности ему духо-
венства, неприкосновенности Софийских вотчин и пошлин
церковных // Акты исторические, собранные и изданные
археографическою комиссией. СПб., 1841. Т. 1: 1334–1598.
(АИ) № 7. С. 16.
7 См.: Грамота митрополита Киприяна псковичам о непод-
судности попов без святительского суда и неприсвоении сел
и земель церковных // Там же. № 9. С. 18–19.
8 См.: Митрополиты в истории Русской Православной
Церкви. http://edu.kubannet.ru /dlrstore/ 4f368dd8-5d17-
71fe-9838-77 ccdab3610e /1007648A
9 См.: Голубинский Е.Е. Митрополит всея Руси Феогност //
Богословский вестник. 1893. Февр. С. 223–245; Он же. Исто-
рия церкви. М., 1900. Т. 2. С. 145.
10 См.: Борисов Н.С. Иван Калита. М., 2005.
11 См.: Карташев А.В. История Русской Церкви. М., 2000.
Т. 2. С. 318.
12 См.: Послание митрополита Ионы новгородскому ар-
хиепископу Евфимию о том, чтобы он убедил князя Дмитрия
Шемяку покориться Великому князю, с уверением, что он, со
своей стороны, готов даровать ему прощение // АИ. № 53.
С. 101–103.
13 См.: Окружная грамота митрополита Ионы об измене и
наветах князя Дмитрия Юрьевича с убеждением, чтобы сановники и народ отложились от него и покорились Великому
князю, под опасением церковного отлучения // Там же. № 43.
С. 87.
14 См.: Св. Иона, последний митрополит Киевский и всея
Руси // ЧОИДР. 1864. Кн. 4. С. 143–144.
15 См.: Дьяконов М. Власть московских государей: Очерки
по истории политических идей Древней Руси до конца XVI в.
СПб., 1889. С. 65–66.
16 См.: Деяние Собора, бывшего на Вильне // АИ. № 289.
С. 524–529.
17 См.: Послание митрополита Георгия вятчанам с убежде-
нием их покориться Великому князю и не приставать к его не-
другам, прекратить разбои и грабежи и возвратить полон под
опасением церковного отлучения // АИ. № 98. С. 142–143.
18 См.: http://libholy.narod.ru/prosvetitel.htm (дата обраще-
ния:18.06.2014 г.).
19 См.: ПСПиР. Т. 3. № 1077. П. 6.
20 Павлушков А.Р. Особенности формирования церковной
юрисдикции в области уголовно-исполнительной политики
XVIII–XIX вв. // Вестник института: преступление, наказание,
исправление. 2013. № 2 (22). С. 76–82.
21 ПСПиР. Т. 2. № 532. П.1, 6.
22 Там же. С. 176.
23 В 1918 г. Патриарх Тихон предал анафеме всех тех, кто
творил беззаконие и убивал неповинных людей (см.: Про-
возглашение Патриархом Тихоном анафемы Советской вла-
сти. http:// stihiya.org /calendar_222.html (дата обращения:
12.01.2014)).
24 В 1970 г. Архиерейский собор зарубежной РПЦ предал
анафеме В.И. Ленина (см.: Православная Русь. 1970. № 1).
25 В 2008 г. был лишен сана и подвергнут анафеме архие-
рей Анадырско-Чукотской епархии Диомид (см.: Журнал за-
седания Святейшего Синода Русской Православной Церкви
от 06.10.2008 г. № 90).
ного Государя Петра Первого, императора и самодержца
всероссийского. М., 1904. С. 41–42.
2 В правилах вселенских и поместных соборов анафема
употребляется 31 раз. Например, II Вселенский собор разре-
шал предавать анафеме любого еретика, V Вселенский со-
бор (553 г.) разрешил использовать ее за грубое толкование
Библии, VII Вселенский собор (II Никейский) (787 г.) рекомен-
довал ее применять при иконоборчестве и т.д.
3 Например, Церковный собор 1667 г. обосновал приме-
нение анафемы в отношении еретиков (см.: Каптерев Н.Ф.
Суждения Большого Московского Собора 1667 г. о власти
царской и Патриаршей // Богословский вестник. 1892. Окт.
С. 46–74).
4 Христианское вероучение. Догматические тексты Учи-
тельства Церкви (III–XX вв.). СПб., 2002. С. 194–198.
5 Особенно это было характерно для периода Москов-
ского государства, когда юрисдикция церкви была наиболее
широкой, а судебная власть епископата подкреплялась фи-
нансовой мощью РПЦ. На церковных землях епископы были
полновластными владыками.
6 См.: Настольная грамота митрополита Киприяна Новго-
родскому архиепископу Киприяну о подсудности ему духо-
венства, неприкосновенности Софийских вотчин и пошлин
церковных // Акты исторические, собранные и изданные
археографическою комиссией. СПб., 1841. Т. 1: 1334–1598.
(АИ) № 7. С. 16.
7 См.: Грамота митрополита Киприяна псковичам о непод-
судности попов без святительского суда и неприсвоении сел
и земель церковных // Там же. № 9. С. 18–19.
8 См.: Митрополиты в истории Русской Православной
Церкви. http://edu.kubannet.ru /dlrstore/ 4f368dd8-5d17-
71fe-9838-77 ccdab3610e /1007648A
9 См.: Голубинский Е.Е. Митрополит всея Руси Феогност //
Богословский вестник. 1893. Февр. С. 223–245; Он же. Исто-
рия церкви. М., 1900. Т. 2. С. 145.
10 См.: Борисов Н.С. Иван Калита. М., 2005.
11 См.: Карташев А.В. История Русской Церкви. М., 2000.
Т. 2. С. 318.
12 См.: Послание митрополита Ионы новгородскому ар-
хиепископу Евфимию о том, чтобы он убедил князя Дмитрия
Шемяку покориться Великому князю, с уверением, что он, со
своей стороны, готов даровать ему прощение // АИ. № 53.
С. 101–103.
13 См.: Окружная грамота митрополита Ионы об измене и
наветах князя Дмитрия Юрьевича с убеждением, чтобы сановники и народ отложились от него и покорились Великому
князю, под опасением церковного отлучения // Там же. № 43.
С. 87.
14 См.: Св. Иона, последний митрополит Киевский и всея
Руси // ЧОИДР. 1864. Кн. 4. С. 143–144.
15 См.: Дьяконов М. Власть московских государей: Очерки
по истории политических идей Древней Руси до конца XVI в.
СПб., 1889. С. 65–66.
16 См.: Деяние Собора, бывшего на Вильне // АИ. № 289.
С. 524–529.
17 См.: Послание митрополита Георгия вятчанам с убежде-
нием их покориться Великому князю и не приставать к его не-
другам, прекратить разбои и грабежи и возвратить полон под
опасением церковного отлучения // АИ. № 98. С. 142–143.
18 См.: http://libholy.narod.ru/prosvetitel.htm (дата обраще-
ния:18.06.2014 г.).
19 См.: ПСПиР. Т. 3. № 1077. П. 6.
20 Павлушков А.Р. Особенности формирования церковной
юрисдикции в области уголовно-исполнительной политики
XVIII–XIX вв. // Вестник института: преступление, наказание,
исправление. 2013. № 2 (22). С. 76–82.
21 ПСПиР. Т. 2. № 532. П.1, 6.
22 Там же. С. 176.
23 В 1918 г. Патриарх Тихон предал анафеме всех тех, кто
творил беззаконие и убивал неповинных людей (см.: Про-
возглашение Патриархом Тихоном анафемы Советской вла-
сти. http:// stihiya.org /calendar_222.html (дата обращения:
12.01.2014)).
24 В 1970 г. Архиерейский собор зарубежной РПЦ предал
анафеме В.И. Ленина (см.: Православная Русь. 1970. № 1).
25 В 2008 г. был лишен сана и подвергнут анафеме архие-
рей Анадырско-Чукотской епархии Диомид (см.: Журнал за-
седания Святейшего Синода Русской Православной Церкви
от 06.10.2008 г. № 90).