Антикоррупционное воспитание младших школьников с позиции сравнительной педагогики
Панова О. Б. Антикоррупционное воспитание младших школьников с позиции сравнительной педагогики // Пенитенциарная наука. 2024. Т. 18, № 3 (67). С. 335–344. doi: 10.46741/2686-9764.2024.67.3.0013.
: статья посвящена обоснованию целесообразности организации и проведения воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения у детей, обучающихся в начальной школе; характеристике антикоррупционного воспитания учащихся младших классов с позиций этико-правового подхода, объединяющего представителей прогрессивных отечественных и зарубежных педагогических школ; описанию российских и зарубежных инновационных моделей, раскрывающих антикоррупционное воспитание в русле укрепления нравственности детей, а также формирования у них внутренней готовности поступать в соответствии с принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном, необходимом и справедливом. Актуальность исследования обусловлена недостаточностью освещения проблемы антикоррупционного воспитания младших школьников с точки зрения их способности и готовности к адекватному восприятию и осмыслению коррупции, в аспекте описания наиболее эффективных форм организации учебной и внеурочной деятельности для повышения результативности антикоррупционного воспитания учащихся начальной школы. Методы: теоретический анализ проблемы исследования, сравнительный анализ, обобщение и систематизация педагогически значимой информации и нормативных документов, описание элементов педагогического опыта с опорой на российские и зарубежные источники информации. Целью настоящего исследования являются обоснование важности организации антикоррупционного воспитания в начальной школе, а также выявление в российском и зарубежном опыте инновационных подходов в организациии антикоррупционного воспитания младших школьников. Результаты: в ходе осмысления педагогической теории и практики, представленной в научных и методических трудах российских и зарубежных авторов, был сформулирован вывод о важности и целесообразности антикоррупционного воспитания младших школьников. Сравнительный анализ позволил определить общие тенденции и различия в антикоррупционном воспитании младших школьников в разных странах. Общие тенденции отражают приоритетное внимание к развитию у ребенка этико-правовой аксиосферы в ходе его включения в разнообразные виды интерактивной деятельности. Наиболее явное расхождение в российской и зарубежных практиках лежит в содержательной сфере. В отечественных моделях антикоррупционного воспитания делается акцент на нравственных вопросах общего плана и не предусматривается непосредственная привязка объекта осмысления к конкретным коррупционно значимым событиям и фактам. Характерным свойством зарубежных моделей является обогащение содержания воспитания младших подростков конкретным антикоррупционным контекстом, что обеспечивает сближение воспитательной работы с реальной жизнью и повышает эффективность воздействия. Кросскультурное сопоставление рассмотренных педагогических подходов указывает на актуальность использования зарубежного опыта в отечественной практике на фоне существования схожих педагогических взглядов на сущность антикоррупционного воспитания. Информация, полученная в ходе данного исследования, может послужить основой для определения содержания и средств антикоррупционного воспитания учителями начальных классов при решении широкого спектра задач воспитательной работы с младшими школьниками, а также изменению педагогического сознания тех учителей, чья педагогическая деятельность сфокусирована на приоритетном использовании информационно-просветительских средств. Исследование актуально для правоохранительных органов, в том числе для органов МВД и ФСИН, работающих с кадетскими классами, ориентированными на формирование законопослушного поведения в младшем возрасте, профилактику развития противоправного поведения будущих сотрудников, государственных служащих с младшего школьного возраста.
Ключевые слова: коррупция; антикоррупционное воспитание; начальная школа; младшие школьники; этико-правовая аксиосфера; нравственные качества личности; педагогический опыт; сравнительная педагогика.
2. Михайлова Е. В. Психологические основы формирования нравственных ценностей у младших школьников //
Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2007. № 1. С. 72–75.
3. Антикоррупционное образование в современной школе: социально-педагогическое сопровождение: монография / О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина, Т. Н. Полякова, Е. Н. Барышников и др. ; под науч. ред. О. Н. Журавлевой.
СПб., 2019. 136 с.
4. Элиасберг Н. И. Гуманистические основы системы правового образования в школе : дис. … д-ра пед. наук. СПб.,
1998. 462 с.
5. Элиасберг Н. И. Этика и право в начальной школе: как преподавать курс «Я и мой мир» : книга для учителя. СПб.,
2009. 199 с.
6. Андреева Е. А. Нравственно-правовое воспитание младших школьников : дис. … канд. пед. наук. Казань, 2002.
235 с.
7. Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении: методические рекомендации / Е. Н. Барышников,
Н. В. Григорян, Л. М. Беловицкая, М. В. Бойкина. СПб., 2010. 59 с.
8. Антикоррупционное воспитание. Методические рекомендации по формированию и реализации системы
антикоррупционного воспитания в дошкольных и общеобразовательных организациях Республики Татарстан /
И. В. Сафронова, Г. Р. Хамитова, И. М. Фокеева, И. Т. Сагдеева. Казань, 2015. 38 с.
9. Антикоррупционное и правовое воспитание : учеб. пособие / К. Ф. Амиров, Д. К. Амирова. Казань, 2010. 159 с.
10. Замалетдинов Р. Р., Ибрагимова Е. М., Амирова Д. К. Формирование антикоррупционной культуры у школьников
: учеб. пособие. Казань, 2010. 158 с.
11. Кириллова Л. Е., Кириллов А. Е. Профилактика нарушений, связанных с проявлениями коррупции в сфере образовательной деятельности : метод. пособие. Казань, 2011. 142 с.
12. Corruption perception index 2023. Berlin, 2024. 23 p. URL: https://www.sipotra.it/wp-content/uploads/2024/03/
CORRUPTION-PERCEPTIONS-INDEX-2023.pdf (дата обращения: 02.07.2024).
13. Ministry of Foreign Affairs of Denmark. Official website. Anti-corruption Policy, October, 2018. URL: https://um.dk/en/
danida/anti-corruption (дата обращения: 02.07.2024).
14. О гражданско-правовой ответственности за коррупцию: Конвенции Совета Европы от 4 ноября 1999 года. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
15. Кичева И. В., Бродзели Л. О. Мировой опыт антикоррупционного воспитания // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2016. № 2. С. 212–216.
16. Короткова О. А., Овчинникова И. А. Практика предупреждения коррупции в сфере образования: опыт Дании //
Вестник ПАГС. 2020. № 4. С. 17–23.
17. Cameron D. Against Corruption: a collection of essays: foreword // Policy paper. 2016. 12 May. URL: https://www.gov.
uk/government/publications/against-corruption-a-collection-of-essays/against-corruption-a-collection-of-essays (дата
обращения: 02.07.2024).
18. Ough O. How education can strengthen the rule of lawhttps. URL: https://www.unesco.org/en/articles/how-educationcan-strengthen-rule-law (дата обращения: 02.07.2024).