Разработка онлайн-курсов как средство совершенствования отечественной системы непрерывного образования
Ковалева М. Л., Шибаев Д. В. Разработка онлайн-курсов как средство совершенствования отечественной системы непрерывного образования // Пенитенциарная наука. 2023. Т. 17, № 2 (62). С. 212–221. doi: 10.46741/2686-9764.2023.62.2.011
В статье исследуется вопрос системности образовательного процесса в современный период, необходимости осуществления образования на основе не только непосредственного взаимодействия преподавателя и обучающегося, но и опосредованного, то есть через дистанционные формы. Но проблемой является отсутствие определенных правил и требований к созданию онлайн-курсов как цельных элементов конкретной отрасли или предмета, который преподается. Цель: анализ имеющихся в теоретических изысканиях и в практиках эффективных инструментов поступательного развития системы непрерывного образования в России в условиях цифровизации общества с учетом возможностей как очного, так и заочного образования. Отдельно изучается специфика формирования и внедрения в учебный процесс онлайн-курсов в системе ведомственных вузов. Методы: сравнительно-правовой, статистический методы описания, интерпретации. Результаты: авторами представлена модель системы непрерывного образования. В статье обсуждается вопрос о разработке онлайн-курсов, которые, как предполагается, позволят сделать систему непрерывного образования в России более эффективной и доступной для всех категорий граждан. Проанализирован потенциал онлайн-курсов, разработан алгоритм их проектирования применительно к системе непрерывного образования. Отдельно отмечены особенности формирования системы онлайн-курсов для ведомственных вузов, программы и режим обучения в которых могут существенно отличаться от гражданских учебных заведений. Выводы: использование предложенной методики обеспечит единый подход и требования к формированию онлайн-курсов для внедрения их в образовательный процесс.
Ключевые слова: Непрерывное образование; проектирование; онлайн-курсы; цифровизация; потенциал; система непрерывного образования; методики непрерывного образования; использование онлайн-курсов в ведомственном вузе; сведения ограниченного доступа
2. Кузьминов Я. И., Карной М. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 8–43.
3. Чорная А. Д. Непрерывное образование как основоположное условие развития современного общества // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, янв. 2013 г.). Пермь, 2013. С. 36–38.
4. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли) : учеб. пособие. М., 2000. 532 с.
5. Чурекова Т. М. Теоретико-методологические основы непрерывного образования личности в инновационных образовательных учреждениях : дис. … д-ра пед. наук. Кемерово, 2002. 397 с.
6. Кудлаев М. С. Процесс цифровизации образования в России // Молодой ученый. 2018. № 31 (217). С. 3–7.
7. Материалы Министерства образования и науки России и Национального фонда подготовки кадров по итогам Национального проекта «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/results/ (дата обращения: 28.03.2022).
8. Леонидова Г. В., Устинова К. А. Непрерывное образование как условие формирования человеческого капитала // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 6 (24). С. 124–137.
9. Колесникова И. А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. Вып. 1. С. 2–18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-kakfenomen-xxi-veka-novye-rakursy-issledovaniya (дата обращения: 15.03.2022).
10. Кузьмина И. А., Устинов В. А. Принципы и методы создания курсов дистанционного обучения // Университетское управление. 2000. № 1 (12). С. 50–54.
11. Романова Н. Л. Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения // Педагогика высшей школы. 2018. № 2 (12). С. 5–8.
12. Пережовская А. Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апр. 2015 г.). Пермь, 2015. С. 38–41.
13. Стефова М., Сычев В. Как определить качество онлайн-курса и создать собственную систему оценки образовательного продукта на основе данных. URL: https://netology.ru/blog/11-2021-kachestvo-online-kursov (дата обращения: 02.12.2022).
14. Таранец О. Н. Дистанционное обучение: история и этапы развития // Наука и образование: поиск перспектив модернизации : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 12 июля 2021 г.). Белгород, 2021. С. 48–51.
15. Краснова Г. А., Полушкина А. О. Состояние и перспективы дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021. Т. 18, № 1. С. 36–44.
16. Меркель А. В., Радыгин В. Ю., Куприянов Д. Ю., Лукьянова Н. В. LMS-система как механизм повышения качества обучения студентов очного отделения: симбиоз конкурентного подхода и технологий социальных сетей на базе свободного программного обеспечения // Молодой ученый. 2016. № 24 (128). С. 24–31.
17. Ковтуненко Л. В. Электронное обучение как инновационная форма образовательной деятельности в организациях ФСИН России: проблемы и тенденции развития // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 2 (38). С. 103–106.