Коммуникативная культура курсантов – будущих офицеров как основа эстетического отношения к профессиональной деятельности
Черемисова И. В. Коммуникативная культура курсантов – будущих офицеров как основа эстетического отношения к профессиональной деятельности // Пенитенциарная наука. 2022. Т. 16, № 4 (60). С. 450–458. doi: 10.46741/2686-9764.2022.60.4.012.
Введение: в статье представлен анализ диссертационных исследований в рамках педагогической науки по проблеме формирования коммуникативной культуры курсантов на этапе высшего образования. Цель: на основе анализа диссертационных исследований последних лет в рамках педагогической науки по проблеме формирования коммуникативной культуры курсантов вузов силовых структур, военных вузов дать определение основных подходов к развитию личности будущего специалиста в данном направлении. Методы: в исследовании использовались методы теоретического, теоретико-прикладного качественного анализа, обобщения, сравнительный метод. Результаты: анализ диссертационных исследований позволил выявить основные педагогические условия развития коммуникативной культуры курсантов. Кроме того, определены наиболее важные и эффективные формы и методы работы с курсантами, теоретические позиции обоснования развивающих программ. Выводы: коммуникативная культура будущего офицера, соблюдение норм этики делового общения, принципов диалогического общения, ориентация на высшие общечеловеческие ценности способствуют эффективности профессиональной подготовки. Формирование культуры межнационального общения курсантов происходит на основе развития уважительного отношения ко всем участникам общения и взаимодействия, независимо от их национальной принадлежности. Это отношение должно быть основано на принципах диалогического общения, конструктивного делового взаимодействия, свободного от влияния культурных и этнических стереотипов, с учетом особенностей обычаев и традиций представителей разных национальностей и культур. Оценка будущим специалистом собственной деятельности, своего поведения с учетом эстетических критериев служит основой развития способности выбирать модели поведения, стили профессиональной деятельности, соответствующие лучшим национальным традициям, по законам гармонии и красоты.
Ключевые слова: коммуникативная культура курсантов; компоненты коммуникативной культуры; профессионально-коммуникативная деятельность; активные методы обучения; профессиональная компетентность преподавателя; эстетика профессионального общения; развитие личности курсанта; эффективность профессиональной подготовки; педагогические условия.
2. Андреев, Г. И. Формирование профессионально-этической культуры курсантов образовательных учреждений
МВД РФ : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Андреев Геннадий Иванович. – Чебоксары, 2002. – 251 с.
3. Анохина, Г. А. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры личности курсанта образовательных учреждений МВД России : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук /
Анохина Галина Алексеевна. – Воронеж, 2007. – 200 с.
4. Жешко, В. Н. Формирование культуры общения курсантов в системе военно-профессиональной подготовки :
диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Жешко Валерий Николаевич. – Казань,
2003. – 186 с.
5. Каграманян, К. А. Эстетическое воспитание курсантов в процессе обучения иностранному языку в вузе МВД
России : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Каграманян Каринэ Армаисовна. – Санкт-Петербург, 2007. – 181 с.
6. Кикоть, В. Я. Формирование культуры профессионального общения у курсантов училищ МВД РФ : диссертация
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Кикоть Владимир Яковлевич. – Санкт-Петербург,
1994. – 186 с.
7. Коваленко, Е. В. Формирование культуры делового взаимодействия будущих специалистов: на материале вузов
МВД России : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Коваленко Елена Викторовна. – Белгород, 2008. – 192 с.
8. Коваль, Т. И. Формирование культуры диалога у курсантов в процессе вузовского профессионального обучения :
диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Коваль Татьяна Ивановна. – Краснодар, 2006. – 187 с.
9. Лапшов, В. А. Формирование профессиональной культуры офицера российской армии: основы социологического исследования : диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / Лапшов Валерий
Александрович. – Москва, 1999. – 643 с.
10. Лигновская, Е. В. Формирование опыта межкультурного взаимодействия у курсантов военного вуза : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Лигновская Екатерина Владимировна. – Кострома, 2005. – 206 с.
11. Романюк, В. С. Формирование коммуникативной культуры курсантов образовательных учреждений МВД : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Романюк Владимир Станиславович. – Казань, 2008. – 194 с.
12. Симоненко, Е. Ю. Развитие культуры профессионального общения у курсантов специальной средней школы
милиции : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Симоненко Елена Юрьевна. – Санкт-Петербург, 2006. – 135 с.
13. Срибный, В. Н. Факторы формирования культуры межнационального общения у будущих офицеров : диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии / Срибный Василий Николаевич. – Саратов, 2012. –
160 с.
14. Суханов, О. Б. Профессиональная компетентность командиров военных вузов как фактор развития культуры
межнационального общения курсантов : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических
наук / Суханов Олег Борисович. – Москва, 2013. – 198 с.
15. Тимофеева, Е. В. Динамика формирования коммуникативной культуры личности обучаемого средствами иностранного языка: на материале работы с курсантами вузов : диссертация на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук / Тимофеева Елена Владимировна. – Рязань, 1998. – 157 с.
16. Чернявская, В. С. Формирование коммуникативной культуры в структуре профессионального образования курсантов морского вуза : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чернявская
Валентина Станиславовна. – Владивосток, 1999. – 187 с.