Базисная модель психологического благополучия курсантов ВИПЭ ФСИН России и сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
Малышев К. Б., Малышева О. А. Базисная модель психологического благополучия курсантов ВИПЭ ФСИН России и сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Пенитенциарная наука, 2021, т. 15, № 2 (54), с. 340–349. DOI 10.46741/2686-9764-2021-15-2-340-349
Введение: статья посвящена установлению связи психологического благополучия с профессиональной направленностью личности и построению полной, упорядоченной, измерительной системно-базисной картины профилей психологического благополучия личности. Цель: построение трехфакторной базисной модели и оптимизация соответствующей ей измерительной базисной методики психологического благополучия личности. Методы: системно-базисное моделирование информации о психологическом благополучии личности. Гипотеза исследования: психологическое благополучие личности связано с ее профессиональной направленностью. В исследовании были поставлены следующие задачи: 1) построить трехфакторную базисную модель психологического благополучия и установить связь ее с профессиональной направленностью личности; 2) использовать базисный подход при построении измерительной методики психологического благополучия личности и оптимизировать процедуру ее применения в психодиагностической практике; 3) построить полную, упорядоченную, измерительную системно-базисную картину профилей психологического благополучия личности; 4) определить доминирующий профиль психологического благополучия курсантов ВИПЭ ФСИН России и сотрудников УИС. Результаты: полученные данные позволяют оптимизировать измерение психологического благополучия личности, что упрощает диагностическую процедуру. Раскрыто понятие профессионального благополучия и дана полная картина психологического благополучия личности, состоящая из 64 гексаграмм-профилей. Выводы: психодиагностическое исследование показало, что профили-гексаграммы психологического благополучия у курсантов и сотрудников УИС имеют отличия. У курсантов отмечается четыре доминирующих типа (на высоком и очень высоком уровне): «Положительные отношения с другими», «Личностный рост», «Цели в жизни» и «Автономия» при соответствующей внутренней самооценке. Не проявились у курсантов вообще или присутствуют на низком уровне типы «Самопринятие», «Управление окружением». У сотрудников УИС выделены четыре доминирующих типа (на высоком и очень высоком уровне): «Положительные отношения с другими», «Самопринятие», «Управление окружением», «Цели в жизни», на низком уровне оказались «Личностный рост», «Автономия».
Ключевые слова: Психологическое благополучие; профессиональная направленность; типологический профиль; базис; трехфакторная базисная модель; гексаграмма
2. Ганзен, В. А. Системные описания в психологии / В. А. Ганзен. – Ленинград : ЛГУ, 1984. – 176 с.
3. Кеплер, И. О шестиугольных снежинках / И. Кеплер. – Москва : Наука, 1983. – 123 с.
4. Кузьмин, В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода / В. П. Кузьмин // Психологический журнал.– 1982. – Том 3, № 3. – С. 3–14; Том 3, № 4. – С. 3–13.
5. Кулагин, Б. В. Основы профессиональной психодиагностики / Б. В. Кулагин. – Ленинград : Медицина, 1984. – 149 с.
6. Ломов, Б. Ф. О системном подходе в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопросы психологии. – 1975. – № 2. – С. 31–45.
7. Мазилов, В. А. Методология психологической науки: история и современность / В. А. Мазилов. – Ярославль : ЯГПУ, 2017. – 419 с.
8. Малышев, К. Б. Системно-факторный анализ в психологии / К. Б. Малышев, О. А. Малышева. – Курск ; Вологда : ВоГУ, 2019. – 180 с. – ISBN 978-5-907205-43-7.
9. Малышев, К. Б. Системные описания типологий / К. Б. Малышев, О. А. Малышева. – Курск : Университетская книга, 2019. – 226 с. – ISBN 978-5-907205-42-0.
10. Мамедова, Ж. С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Мамедова Жанна Сабировна. – Москва, 2007. – 26 с.
11. Принцип системности в психологических исследованиях / под редакцией Д. Н. Завалишиной, В. А. Барабанщикова. – Москва : Наука, 1990. – 178 с. – ISBN 5-02-013361-2.
12. Солонкина, О. В. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме / О. В. Солонкина, Д. М. Рамендик – Москва : Academia, 2004. – 224 c. – ISBN 5-7695-1721-2.
13. Шафрановский, И. И. Симметрия в природе / И. И. Шафрановский. – Ленинград : Недра, 1968. – 154 с.
14. Carroll, В. J. Testing Communicative performance. An Interim study / Brendan J. Carroll. – Oxford : Oxford University Press, 1980. – 149 p.
15. Common European Framework for Reference: Learning, Teaching, Assessment. – Cambridge : Cambridge University Press, 2001. – 260 p.
16. European Portfolio for Student Teachers of Languages / David Newby, Rebecca Alan, Anne-Brit Fenner, Barry Jones, Hanna Komorowska, Kristine Soghikyan. – Graz : European Centre for Modern Languages, 2007. – 89 p.
17. Miller, G. A. Psycholinguistics / G. A. Miller, D. McNeill // The Handbook of Social Psychology. Volume 3: The individual in a social context. – New York : Addison-Wesley press, 1969. – 978 p.
18. Nuttall, C. Teaching Reading Skills in a Foreign Language / Christine E. Nuttall. – Oxford : Macmillan Books for Teachers, 2005. – 282 p.
19. Resource Books for Teachers / Series Editor: Alan Maley. – London : Oxford University Press, 1997. – 167 p.
20. Ryff, C. D. Psychological Well-Being / Carol D. Ryff // Encyclopedia of Gerontology. – 1996. – Volume 2. – Pp. 365–369.