Кружковая работа в условиях лишения свободы: организация социокультурной деятельности осужденных
В статье рассмотрены практические и методические вопросы организации кружковой работы в исправительном учреждении в контексте социокультурной реабилитации осужденных. За основу взято понимание социокультурной реабилитации осужденных как процесса восстановления у них утраченных социальных связей и функций, восполнения среды жизнеобеспечения в специально организованной сотрудниками исправительного учреждения системе социокультурной деятельности. Кружковая работа с осужденными, являясь основным средством организации их досуга, позволяет удовлетворить разнообразные социокультурные потребности воспитуемых. По данным эмпирического исследования, в пенитенциарной практике преимущественно представлены направления кружковой работы, ориентированные на здоровый образ жизни и творческое самовыражение осужденных. Для их реализации используется кадровый потенциал учреждений, а также осуществляется взаимодействие с общественностью. Сотрудниками исправительных учреждений ведется поиск мер стимулирования осужденных к участию в кружках, при этом важным принципом выступает учет интересов и потребностей осужденных в тех или иных видах культурно-досуговой деятельности. Вместе с тем существуют проблемы, касающиеся материальных и технических ресурсов, общего правового регулирования кружковой работы, доступных осужденным сфер кружковой занятости, мотивации досуговой деятельности, психолого-педагогической культуры руководителей кружков. Их решение требует комплексного характера действий (административных, юридических, социальных, педагогических, психологических и др.). Важными педагогическими условиями являются развитие новых для конкретного исправительного учреждения интегративных видов кружковой занятости, применение в кружковой работе активных форм взаимодействия, что может быть реализовано в рамках социального театра осужденных.
Ключевые слова: кружковая работа с осужденными; социокультурная реабилитация осужденных; социокультурная деятельность; досуг; социальный театр.
2. Давыдова Н. В., Данилин Е. М. Кружковая работа с осужденными в исправительных учреждениях // Ведомости
уголов.-исполнит. системы. 2014. № 1. С. 41–45.
3. Даниленко О. И., Янкелевич М. С. Отношение к искусству как проявление ценностных ориентаций личности //
Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2011. № 2. С. 208–214.
4. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. М. Дополнительное образование детей. М., 2004. 349 с.
5. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб., 2007. 336 с.
6. Кузнецов М. И. Кружковая работа с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях // Ведомости уголов.-исполнит. системы. 2016. № 4. С. 42–45.
7. Порядок организации кружковой работы с осужденными к лишению свободы : метод. рекомендации / Н. В. Давыдова и др. М., 2013. 17 с.
8. Скорик Н. Ю. Использование театротерапии как эффективного метода социокультурной реабилитации молодых
инвалидов детства // Работник социальной службы. 2012. № 1. С. 82–85.
9. Социальный театр как средство профилактики негативных социальных явлений среди молодежи (на примере
учебной программы интегрированного курса для подростков и старших школьников «Социальный театр») / авт.-
сост. С. С. Чагин. М., 2004. 18 с.