Особенности мотивации осужденных с различным уровнем самооценки, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей мотивации обладающих различной самооценкой осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции. Исследование проводилось на базе ФКУ УИИ УФСИН России по Ярославской области, для получения эмпирических результатов использовались методика исследования самооценки личности С. А. Будасси, методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса, методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, методика диагностики степени готовности к риску Шуберта. Результаты исследования могут быть использованы пенитенциарными психологами при осуществлении психологического сопровождения осужденных. Так, например, было установлено, что лица, проявившие низкий уровень самооценки, обладают высоким и очень высоким уровнем мотивации избегания неудач, низким уровнем мотивации достижения успеха и, соответственно, низким уровнем готовности к риску. В группе осужденных с высокой самооценкой выявлен преимущественно низкий уровень мотивации избегания неудач, высокий уровень мотивации достижения успеха, средний и высокий уровни готовности к риску. Данные результаты свидетельствуют о том, что избегание неудач и риска, нежелание менять свой привычный образ жизни могут способствовать совершению повторных преступлений. Велика вероятность такого исхода и у лиц, стремящихся к достижению высокого результата в короткий срок, переоценивающих свои возможности, готовых к неоправданному риску.
Ключевые слова: мотивация к избеганию неудач; мотивация к успеху; самооценка; готовность к риску.
Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2012. № 3. С. 30–38.
2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2002. 512 с.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. 2-е изд. М., 2005. 352 с.
4. Македошин А. А. Организация труда персонала : учеб. пособие. СПб., 2011. 188 с.
5. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007. 672 с.
6. Маришин С. В. Особенности представлений выпускников ведомственного вуза ФСИН России о своей будущей
профессиональной деятельности // Вестн. ин-та: преступление, наказание, исправление. 2017. № 3 (39). С. 100–
103.
7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб., 2003. 860 с.