К вопросу о пределах криминализации отдельных общественно опасных посягательств на бюджетные правоотношения
В статье исследуются вопросы определения общественной опасности посягательств на бюджетные правоотношения, а также основания разграничения административного правонарушения и уголовно наказуемого деяния, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств. Сформулированы выводы о целсообразности криминализации отдельных видов нецелевого использования бюджетных средств и необходимости осуществления межотраслевой дифференциации ответственности за соответствующие общественно опасные посягательства.
Ключевые слова: общественная опасность; нецелевое расходование бюджетных средств; межотраслевая дифференциация ответственности; критерии разграничения административного проступка и преступления; правовая охрана бюджетной системы
поведение: пределы разумной криминализации // Соотношение преступлений и иных правонарушений: современные
проблемы: Материалы IV международ. науч.-практ. конф.,
посвящ. 250-летию Моск. гос. ун-та им. М.В. Ломоносова и
состоявшейся на юрид. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова 27–28
мая 2004 г. М., 2005. С. 339.
2 См., напр.: Балябин В.Н. Уголовная ответственность за
незаконное получение кредита: Автореф. дис. … канд. юрид.
наук. М., 2006.
3 См., напр.: Антонов А.Д. Теоретические основы криминализации и декриминализации: Дис. … канд. юрид. наук.
М., 2001; Дагель П.С. Условия установления уголовной наказуемости // Правоведение. 1975. № 4. С. 37.
4 См.: Доклад о результатах и основных направлениях
деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного
надзора на 2008–2010 гг. http://www.rosfinnadzor.ru/catalog.
aspx?Id=1025
5 См.: Кушнарь А. Отмычки для бюджета // Финансовый
контроль. 2000. № 5. С. 14–17.
6 См.: Карпов А.Г. Нецелевое расходование бюджетных
средств и средств государственных внебюджетных фондов:
уголовно-правовой и криминологический анализ: Авто-
реф. дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007. С. 10–11;
Попов С.В. Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств // Российский судья. 2006.
№ 11. С. 42.
7 См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания» (утратило силу) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1999. № 8.
С. 3.
8 Основания уголовно-правового запрета (криминализация и декриминализация). М., 1982. С. 218.
9 Там же. С. 218–219.
10 См.: Анисимов Ю.Л. Квалификация преступлений в сфере бюджетных отношений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук.
Н. Новгород, 2002. С. 3.
11 См.: Арутюнян К.С. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступлениями, совершаемыми в сфере распределения и использования бюджетных
средств: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 4;
Демидов Ю.Н. Криминологическая ситуация в социально-бюджетной сфере // Уголовное право. 2000. № 4. С. 97.
12 Основания уголовно-правового запрета (криминализация и декриминализация). С. 220.
13 См.: Офицерова А.В. Реформа российского уголовного законодательства: реалии и ожидаемые последствия
(на примере статьи 285.1 УК РФ) // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние:
Сб. науч. тр. / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Н.А. Лопашенко. Саратов, 2004. С. 273.
14 См., напр.: Гордейчик С. Уголовно-правовая борьба с
нецелевым использованием бюджетных средств // Законность. 1998. № 3 С. 16; Демидов Ю.Н. Проблемы борьбы с
преступностью в социально-бюджетной сфере. М., 2003.
С. 337.
15 См.: Курляндский В.И. Уголовная политика, дифференциация и индивидуализация уголовной ответственности //
Основные направления борьбы с преступностью. М., 1975.
С. 82.