Модель формирования эмоционально-волевой устойчивости курсантов военных вузов
Кислов В. Р. Модель формирования эмоционально-волевой устойчивости курсантов военных вузов. Пенитенциарная наука. 2020; 14(2):287–293. DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-2-287-293.
Актуальность проблемы формирования эмоционально-волевой устойчивости курсантов военных вузов, представляющих собой особый совокупный субъект социальных отношений, обусловлена коренными изменениями в духовно-нравственной жизни российского общества, армии и флота. В настоящее время становление и дальнейшее развитие эмоционально-волевой устойчивости будущих офицеров является приоритетным вопросом, так как далеко не все военнослужащие психологически готовы к эффективному исполнению своих профессиональных обязанностей, овладению современными технологиями в сложных и экстремальных условиях. Недостаточная разработанность в психолого-педагогической науке теоретических предпосылок вызывает необходимость дополнительного изучения условий и средств формирования эмоционально-волевой устойчивости курсантов военных вузов и поиска новых подходов в данном направлении деятельности. В статье представлена модель становления эмоционально-волевой устойчивости обучающихся военных вузов, разработанная на основе теоретического анализа аксиологических подходов к понятию «эмоционально-волевая устойчивость» и методологических подходов к природе данного феномена. В рамках предложенной модели основной целью педагогической деятельности представляется содействие формированию у курсантов эмоционально-волевой устойчивости, позволяющей контролировать проявление эмоций и адекватно действовать в напряженных эмоциональных ситуациях, связанных с выполнением профессиональной военной деятельности. Рефлексивно-деятельностный и средовой подходы выступают в качестве основополагающих в изучении данного вопроса, поскольку становление эмоциональноволевой устойчивости у курсантов происходит в процессе деятельности на основе личностного осмысления в условиях военной образовательной среды, имеющей ряд отличительных особенностей. Кроме того, указанные подходы активизируют не только образовательный, но и мотивационный и коммуникативный потенциалы будущих офицеров.
Ключевые слова: эмоционально-волевая устойчивость; военная образовательная среда; рефлексивно-деятельностный подход; средовой подход; рефлексия; деятельность
Изд-во Казан. ун-та, 1987. – 264 с.
2. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. – Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2008. – 406 с. – ISBN 978-5-9770-0364-3.
3. Гущина, Т. Н. Педагогические основания развития субъектности старшеклассников в системе дополнительного образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Гущина
Татьяна Николаевна. – Москва, 2013. – 44 с.
4. Милерян, Е. А. Психологический отбор летчиков / Е. А. Милерян. – Киев : [б. и.], 1966. – 234 с.
5. Основы организации воспитательной работы в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации : указание статс-секретаря – заместителя министра обороны Российской Федерации от
22.09.2008 № 172/1/6423. – Москва : МОРФ, 2008. – 118 с.
6. Петровская, М. В. Образовательная среда военного вуза как пространство развития психологической культуры преподавателя / М. В. Петровская // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1 – Ч. 3. – С. 632635.
7. Писаренко, В. М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований / В. М. Писаренко // Пути достижения трудной цели в спорте : материалы по теории и методике психологической подготовки
для тренеров и спортсменов / под общей редакцией В. А. Алаторцева, Л. В. Юрасова. – Москва : Физкультура и
спорт, 1964. – С. 51–68.
8. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. – Москва : Высшая школа, 1984. – 227 с.