Антикоррупционные личностные качества как цели воспитания: историко-педагогический анализ
Противодействие коррупции является одним из приоритетных направлений политики российского государства. Особая значимость и многоаспектность антикоррупционной сферы обусловливают многовековой научный интерес к ней, делают ее предметом изучения ряда наук, в том числе философии, социологии, психологии, педагогики, юриспруденции и др. Педагогический аспект антикоррупционной проблематики состоит в определении четких целей воспитания, отражающих ясное представление о том, какие личностные качества соответствуют образу антикоррупционной личности. Античные философы дали четкую категоризацию коррупционно значимым характеристикам, выделив положительные свойства этического и рационалистического уровней. К числу первых отнесены справедливость, бескорыстность, добродетельность, объективность, презрение к роскоши, умеренность, жертвенность и др. В качестве интеллектуальных параметров рассматривались общая образованность и правовая просвещенность. В психологии и педагогике антикоррупционные свойства рассматриваются через призму целостной личности. В качестве целей антикоррупционного влияния исследуются «антикоррупционная направленность», «антикоррупционная устойчивость», «антикоррупционная позиция» и др. По нашему мнению, применительно к педагогическим целям наиболее востребованным является интегративное личностное образование, характеризующееся наличием определенной совокупности свойств, объединенных функциональной целостностью. В роли такого полифункционального личностного образования выступает антикоррупционная позиция как наиболее оптимальная система личностных отношений к существующей реальности, объединяющая мировоззренческий и поведенческий аспекты существования в жизненных обстоятельствах с коррупционным контекстом. В отечественной практике цели антикоррупционного воспитания подрастающего поколения реализуются средствами предметного, интегративного и институционального подходов в образовательном процессе. Особая актуальность институционального подхода объясняется его ориенированностью на создание условий для овладения достаточным социально-правовым опытом.
Ключевые слова: антиткоррупционное воспитание; цели воспитания; личностные качества; коррупциогенная личность; антикоррупционная направленность; антикоррупционная устойчивость; предметный подход; интегративный подход; институциональный подход.
2. Балабушевич Г. К. К вопросу о формировании антикоррупционного сознания учащихся образовательной школы
// Право и соврем. гос-ва. 2016. № 4. С. 35–41.
3. Ванновская О. В. Личностные детерминанты коррупционного поведения // Изв. рос. гос. пед. ун-та им.
А. И. Герцена. 2009. № 102. С. 323–328.
4. Гайдукова С. С. Антикоррупционное воспитание в системе педагогического вуза // Факторы и условия искоренения коррупции и других негативных явлений в образовании: психолого-педагогический аспект : материалы всерос.
(с междунар. участием) науч.-практ. конф. (г. Славянск-на-Кубани, 28–29 мая 2016 г.). Славянск-на-Кубани, 2016.
С. 129–133.
5. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. М., 1978. 439 с.
6. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 2001. 240 с.
7. Доватур А. И. Феогнид и его время. Л., 1989. 208 с.
8. Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высш. образование сегодня. 2008. № 5. С. 14–19.
9. Ильин И. А. Собр. cоч. : в 10 т. М., 1994. Т. 4. 624 с.
10. Лопаткин В. М. Интеграционные процессы в региональной системе педагогического образования. Барнаул,
2000. 162 с.
11. Лопашенко Н. А. Коррупция: методология исследования как научная основа антикоррупционной политики //
Антикоррупц. политика в соврем. России. Саратов, 2006. С. 40–75.
12. Макиавелли Н. Государь. М., 2001. 656 с.
13. Мамитова Н. В. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции // Право и соврем. гос-во. 2015. № 2. С. 88–92.
14. Панова О. Б. Ситуации правового выбора в аспекте антикоррупционного воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы в образовательном процессе. Вологда, 2018. 112 с.
15. Пастушеня А. Н. Антикоррупционная устойчивость личности: психологическая характеристика // Вестн. Мос.
гос. ун-та культуры и искусств. 2013. № 6 (56). С. 25–28.
16. Платон. Государство. Законы. Политик. М., 1998. 798 с.
17. Решетников М. Психология коррупции: утопия и антиутопия. СПб., 2008. 128 с.
18. Рыбалкин Д. А. Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2014. 194 с.
19. Хамдеев А. Р. Педагогическое обеспечение формирования антивкоррупционной культуры студентов вуза :
дис. … канд. пед. наук. Казань, 2015. 336 c.
20. Цветлюк Л. С. История возникновения коррупции // Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения, инновации : материалы научн.-практ. конф. (Москва, 28–29 октября 2017 г.). М., 2017. С. 22–26.
21. Шарапова Е. А. Модель формирования антикоррупционной направленности личности в профессиональном
воспитании студента вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 9. С. 55–57.
22. Шедий М. В. Коррупция как социальное явление: социологический анализ : дис. … д-ра социолог. наук. М.,
2014. 393 с.
23. Heidenheimer A. Campaign Finance and Political Corruption: Tracing Long-Term Comparative Dynamics // Paper
presented at the XVIII World Congress o f the IPSA (August 1–5). Quebec, 2000.
24. Johnston M. Syndromes of Сorruption: Wealth, Power and Democracy. N. Y., 2015. 267 p.