Об опыте формирования навыков конструктивного общения с родственниками у осужденных на этапе подготовки к освобождению средствами социально-психологического тренинга
Дефицит навыков конструктивной коммуникации во взаимодействии с родственниками приводит к сокращению возможностей удовлетворения потребностей в принятии и поддержке, что может вызвать деструктивные последствия в поведении граждан вплоть до совершения преступлений на бытовой почве. В связи с этим формирование вербальных умений, обеспечивающих сохранение и восстановление семейных отношений как разновидности социально полезных связей, у осужденных представляется целесообразным решением задач по их ресоциализации. Опыт групповых психокоррекционных занятий с применением принципов и методов социально-психологического тренинга с осужденными женщинами на материале семейных отношений в рамках подготовки к освобождению наряду с возможностями по развитию способности осужденных к осознанию своей роли в осуществляемых коммуникациях в семье, признанию ответственности за сохранение семейных отношений и формированию готовности к саморазвитию в условиях краткосрочного воздействия продемонстрировал трудности обеспечения умений на уровне навыков. Представляется необходимым применение возможностей социально-психологической, коммуникативной подготовки осужденных, в том числе посредством тренинга, в масштабах, превосходящих объем психокоррекционных занятий в рамках Школы подготовки к освобождению, и длительностью более полугода.
Ключевые слова: социально-психологическая подготовка осужденных женщин; конструктивное общение; отношения с родственниками; ресоциализация на этапе подготовки к освобождению; психокоррекция семейных отношений.
2. Куренкова О. Е. Школа подготовки осужденных к освобождению как особая форма социально-педагогической
деятельности исправительного учреждения // Право и образование . 2018. № 2. С. 96–102.
3. Попова Е. Э. Семья как форма общественного воздействия на осужденного к лишению свободы // Рос. следователь. 2012. № 7. С. 29–32.