Исследование социальной установки обучающихся в ведомственном вузе к мигрантам
Для исследования социальной установки обучающихся в вузах Вологодской области к мигрантам был использован многомерный типологический подход. В рамках настоящей статьи предлагается авторский взгляд на создание методики – анкеты «Типы установки личности по отношению к мигрантам». Критериями авторской концепции этого подхода являются целостность, системность, базисность. Были выбраны и апробированы следующие методы: подбор психологических характеристик, их обобщение, сравнение и отождествление с характеристиками базового эталона, выявление профиля изучаемого качества, свойства субъекта. В данной работе были применены следующие принципы типологического подхода: индуктивно-дедуктивного исследования, «правильности» разбиения множества на подмножества, полярной дихотомичности, единой полярной дихотомической симметрии, образования «мерности» в типологии, упорядоченности, типологической «всеохватности», эталонного типологического базиса, изоморфизма, семантической близости, гомоморфизма, операционализации понятия.
Ключевые слова: целостность; системность; базисность; единая дихотомическая симметрия; многомерность; эталонный типологический базис; семантическая близость.
2. Малышев К. Б. Многомерная типологизация психологической информации. Вологда, 2016. 167 с.
3. Малышев К. Б., Асташов В. Н., Малышева О. А. Опыт измерения социальных установок студенческой молодежи
к мигрантам // Социальная несправедливость в социологическом измерении: вызовы современного мира : сб. материалов XII Междунар. науч. конф. «Сорокинские чтения» (19–20 февраля 2018 г.). М., 2018. С. 665–667.
4. Мастикова Н. С. Динамика отношения российской молодежи к мигрантам // Россия реформирующаяся : ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. Вып. 15. М., 2017. С. 273.