Программа формирования морально-психологической устойчивости сотрудников отдела охраны исправительного учреждения
Викторова Т. В., Зауторова Э. В. Программа формирования морально-психологической устойчивости сотрудников отдела охраны исправительного учреждения. Пенитенциарная наука. 2020, т. 14, № 4 (52), с. 528–533. DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-4-528-533.
Решение проблемы формирования морально-психологической устойчивости сотрудников отдела охраны ФСИН России имеет важное значение для деятельности исправительных учреждений. При этом под формированием морально-психологической устойчивости понимается процесс целенаправленного развития личностных характеристик, включающих самооценку профессионально-психологической подготовленности к действиям в экстремальных условиях, чувство уверенности в правомерности применения огнестрельного оружия, наличие знаний, умений, навыков для адаптированного реагирования и регуляции эмоциональных состояний в процессе деятельности, способствующих успешному преодолению негативных факторов служебной деятельности и обоснованному применению оружия. Актуальность данной темы обусловлена увеличением нарушений, связанных с несоблюдением сотрудниками требований закона. В ходе исследования было выявлено, что большая часть представителей отдела охраны (52,6 %) имеет низкий уровень сформированности морально-психологической устойчивости: не развита сфера эмоционально-волевых качеств, слабо выражено наличие моральных требований и оценок и т. д. В связи с этим была разработана комплексно-целевая программа, направленная на формирование морально-психологической устойчивости при применении огнестрельного оружия сотрудниками отделов охраны исправительных учреждений, которая была реализована на базе исправительных учреждений УФСИН России по Республике Коми. Программа построена на принципах активности, исследовательской позиции и объективации (осознания) поведения сотрудников и включает в себя 56 академических часов (лекции, групповые занятия). В ходе ее реализации использовались разнообразные психолого-педагогические методы, направленные на стимулирование качественного выполнения профессиональных обязанностей. Положительным результатом реализации программы является сформированность знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям, предъявляемым к сотрудникам, несущим службу с огнестрельным оружием. Приобретенные ими навыки являются основой для поддержания эмоционального равновесия личности и формирования необходимых профессиональных качеств.
Ключевые слова: сотрудники исправительных учреждений; деятельность отдела охраны; морально-психологическая устойчивость; формирование эмоциональной устойчивости; методы обучения; программа формирования морально-психологических качеств личности
В. В. Шеляг. – Москва : Воениздат, 1973. – 301 с.
2. Зауторова, Э. В. Ситуации морального выбора в нравственном развитии осужденных молодежного возраста :
методические рекомендации для сотрудников исправительных учреждений / Э. В. Зауторова. – Вологда : ВИПЭ
ФСИН России, 2013. – 105 с. – ISBN 978-5-94991-243-0.
3. Каленчук, Л. В. Технологии морально-психологического обеспечения: актуальные проблемы теории и практики /
Л. В. Каленчук, А. Г. Караяни, И. П. Логинов. – Москва : ВУ, 1997. – 88 с.
4. Колодкин, Л. М. Режим законности и принцип разумности в сфере исполнения наказаний и способы их обеспечения / Л. М. Колодкин // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2012. – № 2 (18). – С. 44–47.
5. Материалы коллегии о состоянии законности в сфере исполнения законодательства, направленного на пресечение незаконных методов воздействия в отношении осужденных и содержащихся под стражей лиц. Генеральная
прокуратура Российской Федерации, Главное управление правовой статистики и информационных технологий. –
URL. https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1599844/ (дата обращения: 07.09.2020).
6. Слепов, В. Я. Морально-психологическое воспитание будущих офицеров-подводников : учебное пособие /
В. Я. Слепов. – Ленинград : Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского комсомола,
1968. – 113 с.
7. Столяренко, А. М. Экстремальная психопедагогика : учебное пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. –
Москва : Юнити, 2002. – 607 с. – ISBN 5-238-00382-X.
8. Трубочкин, В. П. Психологические условия мобилизованности сотрудников ОВД на выполнение служебного
долга / В. П. Трубочкин // Психолого-педагогические проблемы совершенствования управления и опретивно-служебной деятельности органов внутренних дел. – Москва, 1986. – С. 22–28.
9. Ушатиков, А. И. Психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к действиям в экстремальных условиях : учебно-методическое пособие / А. И. Ушатиков, О. Г. Ковалев, В. А. Семенов. – Рязань,
1997. – 97 с.
10. Федорова, Е. М. Духовно-нравственное воспитание сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессиональной подготовки : учебное пособие / Е. М. Федорова. – Москва : НИИ ФСИН России, 2007. –
119 с. – ISBN 978-5-9632-0041-4.
11. Хальзов, В. И. Педагогические основы воспитания военнослужащих внутренних войск учебное пособие /
В. И. Хальзов ; под редакцией А. В. Барабанщикова. – Ленинград : ВПУ, 1988. – 65 с.