рубрика ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Взаимосвязь нравственной позиции и социально-психологических особенностей личности в студенческом возрасте
Мазкина О. Б. Взаимосвязь нравственной позиции и социально-психологических особенностей личности в студенческом возрасте. Пенитенциарная наука. 2020; 14(3):437–444. DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-3-437-444.
Статья раскрывает одну из фундаментальных проблем, имеющих повышенную теоретическую и практическую значимость. Речь идет об исследовании
взаимосвязи нравственной позиции юношей с их социально-психологическими особенностями. Изучая эту проблему на примере студентов, в качестве социально-психологических особенностей их личности автор выделяет смысложизненные ориентации и Я-профессиональное. В статье отражены основные результаты эмпирического
исследования, цель которого состояла в проверке выдвинутой гипотезы о том, что существует взаимосвязь между нравственной позицией и социально-психологическими особенностями личности в юношеском возрасте, а именно: более высокий уровень
сформированности нравственной позиции сочетается с большей выраженностью
таких социально-психологических особенностей личности в юношеском возрасте,
как смысложизненные ориентации и Я-профессиональное. Представлены методики
сбора эмпирической информации, в том числе авторская проективная методика незаконченных предложений, специально разработанная в целях исследования, а также
использованные при обработке результатов методы качественного и количественного, в том числе статистического, анализа (процедура процентильной нормализации,
критерий φ* – угловое преобразование Фишера, коэффициент корреляции Пирсона).
Результаты частично подтверждают выдвинутую гипотезу: при сопоставлении уровня
сформированности нравственной позиции и показателей по шкале «Цели в жизни»,
«Результативность жизни», «Локус-контроля – Я», «Управляемость жизни» и показателей по шкале «Оценка», «Сила» в реальном образе Я-профессиональное и в идеальном образе Я-профессиональное можно говорить о наличии прямой связи.
Проблема нравственного воспитания молодежи является актуальной, так как
цель воспитания связана с нравственным развитием личности, формированием
ее нравственной позиции, потребностью в нахождении собственных смыслов деятельности.
Ключевые слова: нравственная позиция; социально-психологические особенности студентов вуза
преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии Воронежского государственного университета, г. Воронеж, Российская Федерация, кандидат педагогических наук
ORCID 0000-0002-0962-5379
, e-mail mazkina-olga@mail.ru
-
1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и педагогика : учебное пособие / К. А. Абульханова-Славская. –
Москва : Институт психотерапии, 2002. – 584 с. – ISBN 5-89939-078-6.
2. Бережная, И. Ф. К вопросу о формировании нравственной позиции студентов / И. Ф. Бережная // Глобальный
научный потенциал. – 2018. – № 10 (91). – С. 8–12.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности : избранные психологические труды / Л. И. Божович ;
под редакцией Д. И. Фельдштейна. – Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. – 351 с.
4. Болдырев, Н. И. Основные проблемы теории и методики нравственного воспитания молодого поколения :
доклад об опубликованных работах, представленных в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора
педагогических наук / Н. И. Болдырев. – Москва : НИИ АПН РСФСР, 1966. – 82 с.
5. Бондаревская, Е. В. Воспитательный потенциал базового учебного курса «Духовно-нравственная культура» /
Е. В. Бондаревская // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2009. – № 10. –
С. 17–29.
6. Бондаревская, Е. В. Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода / Е. В. Бондаревская // Сибирский учитель. – 2011. – № 3 (76). – С. 26–32.
7. Бондаревская, Е. В. Проблема формирования нравственного сознания личности старших школьников /
Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 1980. – № 1. – С. 42.
8. Бондырева, С. К. Нравственность / С. К. Бондырева. – Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2008. – 334 с. –
ISBN 978-5-9770-0238-7.
9. Купрейченко, А. Б. Нравственное самоопределение молодежи / А. Б. Купрейченко. – Москва : Институт психологии РАН, 2013. – 480 с. – ISBN 978-5-9270-0262-7.
10. Лисовский, В. Т. Молодежь: любовь, брак, семья / В. Т. Лисовский. – Санкт-Петербург : Наука, 2003. – 368 с. –
ISBN 5-02-027156-X.
11. Мазкина, О. Б. Социально-психологические особенности студентов и их влияние на формирование нравственной позиции / О. Б. Мазкина // Гносеологические основы образования : международный сборник научных трудов, посвященный памяти профессора С. П. Баранова. – Липецк : ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. –
С. 235–240. – ISBN 978-5-88526-988-9.
Москва : Институт психотерапии, 2002. – 584 с. – ISBN 5-89939-078-6.
2. Бережная, И. Ф. К вопросу о формировании нравственной позиции студентов / И. Ф. Бережная // Глобальный
научный потенциал. – 2018. – № 10 (91). – С. 8–12.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности : избранные психологические труды / Л. И. Божович ;
под редакцией Д. И. Фельдштейна. – Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. – 351 с.
4. Болдырев, Н. И. Основные проблемы теории и методики нравственного воспитания молодого поколения :
доклад об опубликованных работах, представленных в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора
педагогических наук / Н. И. Болдырев. – Москва : НИИ АПН РСФСР, 1966. – 82 с.
5. Бондаревская, Е. В. Воспитательный потенциал базового учебного курса «Духовно-нравственная культура» /
Е. В. Бондаревская // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2009. – № 10. –
С. 17–29.
6. Бондаревская, Е. В. Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода / Е. В. Бондаревская // Сибирский учитель. – 2011. – № 3 (76). – С. 26–32.
7. Бондаревская, Е. В. Проблема формирования нравственного сознания личности старших школьников /
Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 1980. – № 1. – С. 42.
8. Бондырева, С. К. Нравственность / С. К. Бондырева. – Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2008. – 334 с. –
ISBN 978-5-9770-0238-7.
9. Купрейченко, А. Б. Нравственное самоопределение молодежи / А. Б. Купрейченко. – Москва : Институт психологии РАН, 2013. – 480 с. – ISBN 978-5-9270-0262-7.
10. Лисовский, В. Т. Молодежь: любовь, брак, семья / В. Т. Лисовский. – Санкт-Петербург : Наука, 2003. – 368 с. –
ISBN 5-02-027156-X.
11. Мазкина, О. Б. Социально-психологические особенности студентов и их влияние на формирование нравственной позиции / О. Б. Мазкина // Гносеологические основы образования : международный сборник научных трудов, посвященный памяти профессора С. П. Баранова. – Липецк : ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. –
С. 235–240. – ISBN 978-5-88526-988-9.