рубрика ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Принцип культуросообразности в профессиональной подготовке специалистов в ведомственных образовательных организациях
Мещерякова Е. И. Принцип культуросообразности в профессиональной подготовке специалистов в ведомственных образовательных организациях. Пенитенциарная наука. 2020; 14(3):425–431. DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-3-425-431.
Проблемы современного ведомственного образования, связанные
с формированием профессиональной культуры будущих специалистов, требуют
выявления и вдумчивого исследования лежащих в их основе противоречий, обоснования возможностей их разрешения. Особенность проведенного нами исследования в том, что оно осуществлено в контексте трех методологических подходов
– культурологического, аксиологического и герменевтического. Новизна исследования и полученных результатов связана с его направленностью на формирование
не столько личностно-профессиональных качеств курсантов, определяемых развитием их общей культуры, сколько качеств, особенно важных для развития профессиональной культуры будущих специалистов с учетом специфики предстоящей
правоохранительной деятельности выпускников образовательных организаций
ФСИН и МВД России.
По результатам исследования, а также их реализации в образовательной деятельности сформулированы актуальные предложения, позволяющие направить
формирование профессиональной культуры будущих специалистов в русло понимания ими гуманистического содержания предстоящей правоохранительной
деятельности, а также на развитие таких личностно значимых качеств сотрудников
правоохранительных органов, которые обеспечивают их морально-нравственную
устойчивость под влиянием факторов, вызывающих профессионально-нравственную деградацию, среди которых может быть и взаимодействие с носителями пенитенциарной субкультуры.
Профессиональная подготовка специалистов в ведомственных образовательных организациях, осуществляемая в соответствии с принципом культуросообразности, будет успешной, если: созданы педагогические условия, направляющие
образовательную деятельность на достижение понимания обучающимися особенностей субкультуры отдельных социальных групп и их представителей – носителей
субкультуры; создано и используется методическое сопровождение аудиторных
занятий, а на занятиях для достижения своеобразного «погружения» обучающихся в ситуации правоохранительной деятельности, включающие проявления субкультуры, используются преимущества традиционных и инновационных методов и
средств обучения; внеаудиторная воспитательная работа включает мероприятия,
отражающие особенности субкультуры объектов предстоящей будущим специалистам правоохранительной деятельности.
Ключевые слова: принцип культуросообразности; пенитенциарная субкультура; формирование профессиональной культуры; педагогический потенциал; методическое сопровождение; профессиональная подготовка
профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Воронежского института МВД России, г. Воронеж, Российская
Федерация, доктор педагогических наук, профессор.
ORCID 0000-0003-3726-5283
, e-mail elenamsol@yandex.ru
-
1. Гайсина, Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования : автореферат
диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Гайсина Гузель Иншаровна. – Москва,
2002. – 37 с.
2. Галагузов, А. Н. Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы :
автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Галагузов Алексей Николаевич. – Москва, 2011. – 41 с.
3. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. – Москва : Учпедгиз, 1956. – 374 с.
4. Мещерякова, Е. И. К вопросу о формировании профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-исследователей в процессе педагогической практики / Е. И. Мещерякова // Воронежская педагогическая
школа: опыт прошлого – вызовы современности : материалы международной научно-практической конференции
(Воронеж, 6–7 апреля 2018 г.). – Воронеж : Ритм, 2018. – С. 39–41. – ISBN 978-5-6041905-2-4.
5. Мещерякова, Е. И. Формирование готовности курсантов к действиям в экстремальных ситуациях с позиций
герменевтического подхода / Е. И. Мещерякова, М. А. Сибирко // Вестник Воронежского института ФСИН России. –
2017. – № 3. – С. 228–233.
6. Пенитенциарная криминология : учебник / под редакцией Ю. М. Арутюняна, А. Я. Гришко, А. П. Фильченко. –
Рязань : Академия ФСИН России, 2009. – 566 с. – ISBN 978-5-7743-0270-3.
7. Писарев, О. М. Психология пенитенциарного социума / О. М. Писарев // Хрестоматия по юридической психологии. Особенная часть. Пенитенциарная психология. – Томск : Томский филиал ФГОУ ВПО Кузбасский институт
ФСИН России, 2007. – С. 12–52.
8. Пушкарева, Т. В. Проблема интериоризации знаний в психолого-педагогической науке / Т. В. Пушкарева //
Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – URL: http://science-education.ru/ru/article/
view?id=17247 (дата обращения: 19.02.2020).
9. Смирнов, Л. Б. Особенности пенитенциарной субкультуры / Л. Б. Смирнов // Криминология: вчера, сегодня,
завтра. – 2018. – № 2 (49). – С. 57–61.
10. Яковлев, Е. В. Аксиологический подход в педагогическом исследовании: сущность, значение, проблемы реализации / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2010. – № 3. – С. 85–92.
11. Яковлев, Н. А. Тюремная (пенитенциарная) субкультура как криминогенный фактор и перспективы нейтрализации ее негативного влияния : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Яковлев
Никита Александрович. – Елец, 2006. – 228 с.
диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Гайсина Гузель Иншаровна. – Москва,
2002. – 37 с.
2. Галагузов, А. Н. Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы :
автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Галагузов Алексей Николаевич. – Москва, 2011. – 41 с.
3. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. – Москва : Учпедгиз, 1956. – 374 с.
4. Мещерякова, Е. И. К вопросу о формировании профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-исследователей в процессе педагогической практики / Е. И. Мещерякова // Воронежская педагогическая
школа: опыт прошлого – вызовы современности : материалы международной научно-практической конференции
(Воронеж, 6–7 апреля 2018 г.). – Воронеж : Ритм, 2018. – С. 39–41. – ISBN 978-5-6041905-2-4.
5. Мещерякова, Е. И. Формирование готовности курсантов к действиям в экстремальных ситуациях с позиций
герменевтического подхода / Е. И. Мещерякова, М. А. Сибирко // Вестник Воронежского института ФСИН России. –
2017. – № 3. – С. 228–233.
6. Пенитенциарная криминология : учебник / под редакцией Ю. М. Арутюняна, А. Я. Гришко, А. П. Фильченко. –
Рязань : Академия ФСИН России, 2009. – 566 с. – ISBN 978-5-7743-0270-3.
7. Писарев, О. М. Психология пенитенциарного социума / О. М. Писарев // Хрестоматия по юридической психологии. Особенная часть. Пенитенциарная психология. – Томск : Томский филиал ФГОУ ВПО Кузбасский институт
ФСИН России, 2007. – С. 12–52.
8. Пушкарева, Т. В. Проблема интериоризации знаний в психолого-педагогической науке / Т. В. Пушкарева //
Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – URL: http://science-education.ru/ru/article/
view?id=17247 (дата обращения: 19.02.2020).
9. Смирнов, Л. Б. Особенности пенитенциарной субкультуры / Л. Б. Смирнов // Криминология: вчера, сегодня,
завтра. – 2018. – № 2 (49). – С. 57–61.
10. Яковлев, Е. В. Аксиологический подход в педагогическом исследовании: сущность, значение, проблемы реализации / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2010. – № 3. – С. 85–92.
11. Яковлев, Н. А. Тюремная (пенитенциарная) субкультура как криминогенный фактор и перспективы нейтрализации ее негативного влияния : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Яковлев
Никита Александрович. – Елец, 2006. – 228 с.