рубрика ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Психологические механизмы развития социального интеллекта несовершеннолетних осужденных
Панова О. Б., Зауторова Э. В., Соболев Н. Г. Психологические механизмы развития социального интеллекта несовершеннолетних осужденных. Пенитенциарная наука. 2020; 14 (3):407–414. DOI 10.46741/2686-9764-2020-14- 3-407-414.
Решение проблемы предупреждения рецидивной преступности
несовершеннолетних осужденных связано с психологическим взаимодействием с воспитанниками исправительных учреждений с акцентом на формирование у
них способности предвидеть результаты совершаемых поступков. В современной
психологической науке проблематика познания социальных явлений с точки зрения прогнозирования их последствий осуществляется в рамках исследования социального интеллекта личности и механизмов его функционирования. Вопросам
социального интеллекта посвящены труды Дж. Гилфорда, Г. Оллпорта, Р. Селмана,
Р. Стернберга, В. Н. Куницыной, Е. С. Михайловой, А. И. Савенкова, Д. В. Ушакова и
др., которые рассматривают данный феномен как способность к познанию социальных явлений, дополнительную возможностью, обеспечивающую успешное функционирование человека в обществе.
Выстраивание системы психологического сопровождения развития социального интеллекта у несовершеннолетних осужденных базируется на выявлении механизмов его функционирования. Анализ трудов, посвященных описанию механизмов развития социального интеллекта (М. И. Бобнева, О. Ю. Масягина, В. С. Мухина,
Д. В. Ушаков), соотнесенный с прикладными задачами и позитивным потенциалом
личностного развития несовершеннолетних осужденных, позволяет представить
разноуровневую структуру психологических механизмов развития социального
интеллекта у данной категории правонарушителей, которая включает следующие
процессы: идентификацию и обособление, распознавание мотивов поведения всех
участников коммуникации, рефлексию.
Для подтверждения предположений о значимом влиянии рефлексивных процессов на уровень социального интеллекта несовершеннолетних осужденных авторами было проведено эмпирическое исследование, включающее констатирующий
и формирующий эксперименты. Основу формирующего эксперимента составил
тренинг, представляющий собой систему упражнений, среди которых особая роль
отводилась дилемме. Благодаря рефлексии в ходе решения дилемм несовершеннолетний сталкивается с необходимостью самоанализа и осознания социальных
норм, которые преобразовываются в его социальный опыт. Роль психолога при этом
состоит в формировании у подопечных позитивной Я-концепции, побуждении их к
подражанию положительному образу, создании благоприятной атмосферы общения. Действенность дилеммы повышается, когда ее содержательная основа является актуальной, вызывает эмоциональный отклик, при этом поэтапное принятие
нравственного выбора сопровождается психологом.
Динамика развития социального интеллекта несовершеннолетних осужденных
определялась сопоставлением результатов диагностики социального интеллекта
до и после формирующего эксперимента с помощью теста «Диагностика социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена в адаптации Е. С. Михайловой. В ходе
верификации нашло свое подтверждение положение о том, что стимулирование рефлексивных процессов оказывает существенное влияние на развитие социального интеллекта. Перспективы дальнейшего исследования психологических механизмов социального интеллекта несовершеннолетних осужденных связываются с
интеграцией психологического и педагогического знания, преемственностью в психолого-педагогическом обеспечении исследуемого процесса на пенитенциарном и
постпенитенциарном этапах.
Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные; прогнозирование; профилактика; социальный интеллект; психологические механизмы; социализация; Я-концепция; рефлексия; психокоррекционная работа; психологический тренинг; дилемма; эксперимент
профессор кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета Вологодского института права и экономики ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.
ORCID 0000-0002-1334-2654
, e-mail elvira-song@mail.ru
-
начальник кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета Вологодского института права и
экономики ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация, кандидат психологических наук, доцент.
ORCID 0000-0001-6101-7437
, e-mail sobolev-nikolay@mail.ru
-
1. Бехтерев, В. М. О социально-трудовом воспитании : доклад на Cъезде по экспериментальной педагогике
23 мая 1917 г. / В. М. Бехтерев. – Петроград : типография Н. П. Зандмана, 1917. – 16 с.
2. Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева. – Москва : Наука,1978. – 311 с.
3. Васильева, И. А. Социальный интеллект как интегральная интеллектуальная способность / И. А. Васильева,
У. В. Болотова, Ю. О. Рясная // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 3. – С. 171–175.
4. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления / под редакцией A. M. Матюшкина. – Москва : Прогресс, 1965. – С. 433–456.
5. Кон, И. С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности) : учебное пособие / И. С. Кон. –
Москва : Просвещение, 1979. – 175 с.
6. Масягина, О. Ю. Механизмы развития социального интеллекта в дошкольный период / О. Ю. Масягина // Актуальные вопросы современной психологии : материалы международной научной конференции (г. Челябинск, март
2011 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2011. – С. 58–60. – URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/127/ (дата
обращения: 13.11.2019).
7. Михайлова, Е. С. Тест Дж. Гилфорда и М. О’Салливен. Диагностика социального интеллекта : методическое
руководство / Е. С. Михайлова. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : ИМАТОН, 2002. – 56 с. – ISBN 978-5-7822-0089-3.
8. Мухина, В. С. Эволюция личности сквозь призму механизмов развития и бытия / В. С. Мухина // Развитие личности. – 2007. – № 2. – С. 8–31.
9. Панова, О. Б. Обсуждение морально-правовых дилемм как средство активизации правовой ресоциализации
несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии / О. Б. Панова // Вестник института: преступление,
наказание, исправление. – 2017. – № 2 (38). – С. 93–98.
10. Панова, О. Б. Педагогическое обеспечение правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в
воспитательной колонии : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Панова Оксана
Брониславовна. – Ярославль, 2013. – 487 с.
11. Познышев, С. В. Очерки тюрьмоведения / С. В. Познышев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Типогр. Г. А. Лемана и Б. Д. Плетнева, 1915. – 296 с.
12. Савенков, А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха / А. И. Савенков //
Вестник практической психологии образования. – 2006. – № 1. – С. 30–38.
13. Состояние преступности в России за январь–декабрь 2018 года : сборник. – URL: https://genproc.gov.ru/ (дата
обращения: 13.11.2019).
14. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под редакцией Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – Москва : Ин-т психологии РАН, 2004. – 176 с. – ISBN 5–9270–0058–4.
15. Стернберг, Р. Интеллект успеха / Р. Стернберг ; перевод с английского С. И. Ананина. – Минск : Попурри, 2015. –
231 с. – ISBN 978-985-15-2561-0.
16. Титова, А. И. Преступность несовершеннолетних: состояние и динамика / А. И. Титова // Молодой ученый. –
2018. – № 34. – С. 64–66. – URL: https://moluch.ru/archive/220/52434/ (дата обращения: 01.12.2019).
17. Франкл, В. Человек в поисках смысла : сборник / В. Франкл ; общая редакция и перевод с английского и немецкого Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. – Москва : Прогресс, 1990. – 366 с. – ISBN 5-01-001606-0.
18. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних. – URL: http://xn--
h1akkl.xn--p1ai/statistics/ (дата обращения: 13.11.2019).
23 мая 1917 г. / В. М. Бехтерев. – Петроград : типография Н. П. Зандмана, 1917. – 16 с.
2. Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева. – Москва : Наука,1978. – 311 с.
3. Васильева, И. А. Социальный интеллект как интегральная интеллектуальная способность / И. А. Васильева,
У. В. Болотова, Ю. О. Рясная // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 3. – С. 171–175.
4. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления / под редакцией A. M. Матюшкина. – Москва : Прогресс, 1965. – С. 433–456.
5. Кон, И. С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности) : учебное пособие / И. С. Кон. –
Москва : Просвещение, 1979. – 175 с.
6. Масягина, О. Ю. Механизмы развития социального интеллекта в дошкольный период / О. Ю. Масягина // Актуальные вопросы современной психологии : материалы международной научной конференции (г. Челябинск, март
2011 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2011. – С. 58–60. – URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/127/ (дата
обращения: 13.11.2019).
7. Михайлова, Е. С. Тест Дж. Гилфорда и М. О’Салливен. Диагностика социального интеллекта : методическое
руководство / Е. С. Михайлова. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : ИМАТОН, 2002. – 56 с. – ISBN 978-5-7822-0089-3.
8. Мухина, В. С. Эволюция личности сквозь призму механизмов развития и бытия / В. С. Мухина // Развитие личности. – 2007. – № 2. – С. 8–31.
9. Панова, О. Б. Обсуждение морально-правовых дилемм как средство активизации правовой ресоциализации
несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии / О. Б. Панова // Вестник института: преступление,
наказание, исправление. – 2017. – № 2 (38). – С. 93–98.
10. Панова, О. Б. Педагогическое обеспечение правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в
воспитательной колонии : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Панова Оксана
Брониславовна. – Ярославль, 2013. – 487 с.
11. Познышев, С. В. Очерки тюрьмоведения / С. В. Познышев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Типогр. Г. А. Лемана и Б. Д. Плетнева, 1915. – 296 с.
12. Савенков, А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха / А. И. Савенков //
Вестник практической психологии образования. – 2006. – № 1. – С. 30–38.
13. Состояние преступности в России за январь–декабрь 2018 года : сборник. – URL: https://genproc.gov.ru/ (дата
обращения: 13.11.2019).
14. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под редакцией Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – Москва : Ин-т психологии РАН, 2004. – 176 с. – ISBN 5–9270–0058–4.
15. Стернберг, Р. Интеллект успеха / Р. Стернберг ; перевод с английского С. И. Ананина. – Минск : Попурри, 2015. –
231 с. – ISBN 978-985-15-2561-0.
16. Титова, А. И. Преступность несовершеннолетних: состояние и динамика / А. И. Титова // Молодой ученый. –
2018. – № 34. – С. 64–66. – URL: https://moluch.ru/archive/220/52434/ (дата обращения: 01.12.2019).
17. Франкл, В. Человек в поисках смысла : сборник / В. Франкл ; общая редакция и перевод с английского и немецкого Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. – Москва : Прогресс, 1990. – 366 с. – ISBN 5-01-001606-0.
18. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних. – URL: http://xn--
h1akkl.xn--p1ai/statistics/ (дата обращения: 13.11.2019).