рубрика СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Практика применения телесных наказаний Русской православной церковью в имперский период
В статье рассматривается эволюция применения телесных наказаний церковными судами. Сопоставление норм канонического права и сложившейся церковно-судебной практики в имперский период подтвердило усиление внутреннего кризиса Русской православной церкви, где телесные наказания использовались как превентивное средство борьбы с различными пороками.
Ключевые слова: Русская православная церковь; телесные наказания; устрашение; криминальная юрисдикция; позорящие наказания; членовредительство; архиерейский суд.
доцент кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН
России, кандидат исторических наук, доцент
, e-mail apavlushkov@yandex.ru
-
1 См.: Брокгауз Ф., Ефорон И. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М., 2006. С. 667. 2 См.: Духовный регламент всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца
всероссийского. М., 1904. С. 48, 58–61. 3 См.: Засодимский П.В. Из моих воспоминаний // Вологда в воспоминаниях и путевых записках. Вологда, конец XVIII –
начало ХХ вв. Вологда, 1997. С. 74–83; Попов А. Мелочи архиерейской жизни XVII–XVIII вв. Из прошлого Архангельской
епархии. Архангельск, 1914. 4 См.: Карташев А.В. История Русской Церкви: В 2 т. М.,
2000. Т. 2. С. 693. 5 См.: ПСПиР. СПб., 1876. Т. 4. № 1197. С. 60.
6 См.: Артикул Воинский // ПСЗ-I. СПб., 1830. Т. 4.
7 Шпицрутены применялись для наказания полковых священников. 8 Цепки – особый вид плети из нескольких веревок, концы
которых обрабатывались смолой (см.: Знаменский П.В. Приходское духовенство. СПб., 2003. С. 594). 9 ПСПиР. СПб., 1890. Т. 7. № 2342. С. 112.
10 Там же. № 2367. С. 148.
11 Там же. № 2399. С. 197.
12 Там же. Т. 4. № 1191. С. 51.
13 Там же. Т. 5. № 1600. С. 133.
14 Там же. № 1820. С. 395.
15 См.: Там же. Т. 7. № 2503. С. 383–386.
16 См.: Там же. 1889. Т. 6. № 2234. С. 355–356.
17 См.: Там же. № 2210. С. 309.
18 См.: Там же. 1872. Т. 2. № 582.
19 См.: Там же. Т. 5. № 1600. С. 133.
20 См.: Там же. Т. 2. № 1936. С. 524.
21 См.: Там же. № 354. С. 12.
22 См.: Там же. № 612. С. 273.
23 Там же. № 532. С. 176.
24 Там же. Т. 6. № 2132. С. 182.
25 См.: ПСЗ-I. Т. 1. № 561. С. 946.
26 См.: Там же. Т. 14. № 10650. С. 665–666.
27 См.: Там же. Т. 11. № 8601. С. 641.
28 См.: Там же. Т. 19. № 13609. С. 272.
29 Там же. Т. 18. № 12949. С. 224.
30 См.: Там же. № 5607. С. 614.
всероссийского. М., 1904. С. 48, 58–61. 3 См.: Засодимский П.В. Из моих воспоминаний // Вологда в воспоминаниях и путевых записках. Вологда, конец XVIII –
начало ХХ вв. Вологда, 1997. С. 74–83; Попов А. Мелочи архиерейской жизни XVII–XVIII вв. Из прошлого Архангельской
епархии. Архангельск, 1914. 4 См.: Карташев А.В. История Русской Церкви: В 2 т. М.,
2000. Т. 2. С. 693. 5 См.: ПСПиР. СПб., 1876. Т. 4. № 1197. С. 60.
6 См.: Артикул Воинский // ПСЗ-I. СПб., 1830. Т. 4.
7 Шпицрутены применялись для наказания полковых священников. 8 Цепки – особый вид плети из нескольких веревок, концы
которых обрабатывались смолой (см.: Знаменский П.В. Приходское духовенство. СПб., 2003. С. 594). 9 ПСПиР. СПб., 1890. Т. 7. № 2342. С. 112.
10 Там же. № 2367. С. 148.
11 Там же. № 2399. С. 197.
12 Там же. Т. 4. № 1191. С. 51.
13 Там же. Т. 5. № 1600. С. 133.
14 Там же. № 1820. С. 395.
15 См.: Там же. Т. 7. № 2503. С. 383–386.
16 См.: Там же. 1889. Т. 6. № 2234. С. 355–356.
17 См.: Там же. № 2210. С. 309.
18 См.: Там же. 1872. Т. 2. № 582.
19 См.: Там же. Т. 5. № 1600. С. 133.
20 См.: Там же. Т. 2. № 1936. С. 524.
21 См.: Там же. № 354. С. 12.
22 См.: Там же. № 612. С. 273.
23 Там же. № 532. С. 176.
24 Там же. Т. 6. № 2132. С. 182.
25 См.: ПСЗ-I. Т. 1. № 561. С. 946.
26 См.: Там же. Т. 14. № 10650. С. 665–666.
27 См.: Там же. Т. 11. № 8601. С. 641.
28 См.: Там же. Т. 19. № 13609. С. 272.
29 Там же. Т. 18. № 12949. С. 224.
30 См.: Там же. № 5607. С. 614.