Особенности кадрового обеспечения исправительно-трудовых учреждений на Кубани в годы Великой Отечественной войны
Изюмская И. Л. Особенности кадрового обеспечения исправительно-трудовых учреждений на Кубани в годы Великой Отечественной войны. Пенитенциарная наука. 2020; 14(2):161–167. DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-2- 161-167.
В статье рассматриваются некоторые аспекты кадрового обеспечения исправительно-трудовых учреждений управления Народного комиссариата внутренних дел СССР по Краснодарскому краю в период Великой Отечественной войны: комплектование кадров исправительно-трудовых учреждений Краснодарского края, проблемы соблюдения исполнительской дисциплины, роль кадров исправительно-трудовых учреждений в обеспечении производственных планов, особенности политико-воспитательной работы с личным составом учреждений и организации профессиональной подготовки и переподготовки. Проанализированы архивные материалы УФСИН России по Краснодарскому краю периода Великой Отечественной войны, сделан вывод о дефиците квалифицированных кадров в связи с мобилизациями сотрудников в Красную армию. Автор связывает негативные проявления (рост числа побегов, халатность отдельных должностных лиц, грубые нарушения караульной службы, неуставные отношения с осужденными и т. п.), имевшие место в системе исправительно-трудовых учреждений, главным образом с кадровой проблемой, которая являлась одной из основных сложностей и в решении приоритетной задачи, стоявшей перед исправительно-трудовыми учреждениями в годы войны, – выполнении производственных планов. Не менее важными направлениями в кадровой работе военного времени были массово-воспитательная работа с личным составом, которая наиболее активно проводилась с 1943 г., после завершения немецко-фашистской оккупации Кубани, и становление системы профессиональной подготовки и переподготовки. Поиск эффективных организационно-педагогических методов функционирования системы учебных заведений обоснованно привел к реорганизации имевшегося пенитенциарного персонала кадрового состава мест заключения Главного управления лагерей НКВД СССР, способного успешно решать поставленные перед ними задачи как в условиях военного, так и наступающего мирного времени. В заключение автором делается вывод, что система профессионального обучения и переподготовки пенитенциарного персонала в процессе служебной деятельности по-прежнему представляет собой важнейший элемент уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: Великая Отечественная война; исправительно-трудовые учреждения; кадровое обеспечение; политико-воспитательная работа; система профессиональной подготовки
2. Кузьмин, С. ГУЛАГ в годы войны / С. Кузьмин, Р. Гилязутдинов // Преступление и наказание. – 1998. – № 5. – C. 28–32.
3. Остапенко, П. И. Некоторые проблемы кадрового обеспечения исправительно-трудовых учреждений Краснодарского края в 1950-1970-х гг. / П. И. Остапенко, А. Д. Лебедева // Вестник Владимирского юридического института. – 2007. – № 1 (2). – С. 169–170.
4. Печерский, В. А. Некоторые аспекты деятельности исправительно-трудовых учреждений Красноярского края в годы Великой Отечественной войны / В. А. Печерский // Вестник Томского государственного университета. – 2018. – № 428. – С. 151–159.
5. Пронько, В. А. Вклад заключенных ГУЛАГа в Победу в Великой Отечественной войне / В. А. Пронько, В. Н. Земсков // Новая и новейшая история. – 1996. – № 5. – С. 131–151.
6. Федосеев, В. И. Основные направления и особенности политико-воспитательной работы с офицерским составом УИС в период Великой Отечественной войны / В. И. Федосеев // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (14 ноября 2014 г.) / под общей редакцией Р. А. Ромашова. – Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2015. – С. 304–310. – ISBN 978-5-91612-095-0.