Эффективность государственной правоохранительной службы и ее влияние на состояние правоохранительной деятельности государства
Статья посвящена анализу состояния государственной правоохранительной службы в Российской Федерации с точки зрения ее эффективности. Будучи убежденными, что эффективность государственной правоохранительной службы определяет качественное состояние правоохранительной деятельности государства, на основании проведенного социологического исследования и статистического наблюдения авторы приходят к выводу о неудовлетворительном состоянии государственной правоохранительной службы в Российской Федерации, рассуждают о ее целесообразности и предлагают возможные пути ее качественного совершенствования.
Ключевые слова: правоохранительная деятельность; правоохранительная служба; эффективность государственной правоохранительной службы; правоохранительная система государства
com/doc/183523065 (дата обращения: 31.07.2015). 2 См.: Козенко А., Бочарова С. Сравнительная результативность и эффективность полиции в разных странах [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/articles/2012/11/06/
pravo (дата обращения: 31.07.2015). 3 См.: СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.
4 См.: Там же. 2004. № 31. Ст. 3215
5 См.: Красный Север. 2005. 30 апр.
6 См. подр.: Атаманчук Г.В. Сущность государственной
службы. М., 2002; Антошина Н.М. Административно-правовые основы формирования кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2011. 7 См.: Мордовец А.С. Проблема эффективности социально-юридического механизма обеспечения прав человека и
гражданина // Правоведение. 1996. № 4. С. 4–10. 8 См., напр.: Спатарь А.В. Эффективность государственной службы и критерии эффективности // Молодой
ученый. 2014. № 8. С. 595–598; Государственная служба:
Учеб. / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. М., 2004. С. 252; Коврижных И.В. Анализ и оценка эффективности государственного управления: теоретический аспект: Сб. науч. докладов
междунар. науч.-практ. конф. Барнаул, 2008. Ч. 1. С. 72. 9 См.: Попов Л.Л. Эффективность административно-правовых санкций. М., 1976. С. 85. 10 См.: Самощенко Н.С., Никитинский В.Н. О понятии эффективности правовых норм. М., 1969. С. 17–18. 11 Лазарев В.В. Эффективность правоохранительных актов. Казань, 1975. С. 97. 12 См., напр.: Турисбек Айнур Заутбеккызы. Государственная служба в Республике Казахстан (проблемы теории
и практики): Авторефер. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2012.
С. 18–20. 13 См.: Гаджиев Г.А. Принцип правовой определенности и
роль судов в его обеспечении. Качество законов с российской точки зрения // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 4. С. 16–28. 14 Лазарев В.В. Эффективность правоохранительных актов. С. 91. 15 Кулагин Д.А. Эффективность конституционно-правового механизма осуществления публичной власти в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2013. С. 9. 16 См.: Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: Моногр. М., 2005.
С. 236. 17 См.: Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. М.,
2008. С. 170; Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина. М., 2011. С. 17. 18 Данные являются результатом осуществленного авторами анализа анкетирования сотрудников правоохранительных органов, суда и адвокатуры. Так, в течение 2014–
2015 гг. на территории Архангельской, Вологодской, Московской, Омской, Свердловской областей, г. Москвы, СанктПетербурга был проведен опрос 74 судей, 184 прокуроров,
362 следователей и дознавателей, 130 адвокатов, а также
800 граждан. При анализе общественного мнения была предпринята попытка соблюсти баланс интересов и мнений различных групп респондентов. Такой подход позволил выявить
не только организационные, но и социальные противоречия,
взглянуть на проблему глубже, как изнутри, так и со стороны.
Кроме того, объективность полученных результатов отчасти
обусловлена попыткой сохранить баланс респондентов по
гендерному признаку: примерно пополам опрошенных мужчин (57%) и женщин (43%). Около половины проинтервьюированных (52%) – люди в возрасте от 31 года до 36 лет. Полагаем, именно эта группа населения, с одной стороны, очень
активна и открыта для внедрения новшеств, а с другой – не
так категорично настроена, как молодежь или люди старшего
поколения. Наконец, для получения более полного представления об общественном мнении были опрошены граждане
различного социального статуса – от руководителей до домохозяек и безработных.
19 См.: Преступность, организованная преступность и
проблемы безопасности / Под ред. А.И. Долговой. М., 2010.
С. 155. 20 См.: Состояние и тенденции преступности в Российской Федерации: Криминологический и уголовно-правовой
справочник / Под общ. ред. А.Я. Сухарева, С.И. Гирько. М.,
2007. С. 65. 21 См.: Смирнова И.Г. Социальная ценность уголовного
судопроизводства: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Томск,
2012. С. 5. 22 См.: Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. URL: http://fedstat.ru (дата обращения: 14.07.2015). 23 См.: Указ Президента Российской Федерации от
01.03.2011 г. № 252 «О предельной штатной численности
органов внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ.
2011. № 10. Ст. 1338 (утратил силу). 24 См.: Указ Президента Российской Федерации от
05.05.2014 г. № 300 (ред. от 16.05.2014) «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»
// Там же. 2014. № 19. Ст. 2396. 25 См.: Численность населения. Федеральная служба
государственной статистики [Электронный ресурс]. URL:
KWWSZZZJNVUX (дата обращения: 16.07.2015). 26 См.: Lumb R. Standards of Professionalization: Do the
American Police measure up? // Police studies. 1994. Vol. XVII.
№ 2–3; Колонтаевская И.Ф., Цепков Г.Н. Подготовка сотрудников правоохранительных органов в США // Деятельность
правоохранительных органов зарубежных стран. Вып. 1. М.,
2000. С. 149. 27 Лунеев В.В. Проблемы юридических наук криминального цикла // Государство и право. 2007. № 5. С. 40. 28 Там же. С. 41.
29 См., напр.: Мерсиянова И.В., Якимец В.Н., Пахомова Е.И. Доверие граждан к деятельности государственных
служащих // Вопросы государственного и муниципального
управления. 2012. № 4. С. 99; Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции,
правовые баталии и национальная безопасность. М., 2011.
С. 570, 578; Эминов В.Е. Причины преступности в России:
криминологический и социально-психологический анализ.
М., 2011. С. 64, 76. 30 По оценкам зарубежных исследователей института
общественного мнения Гэллапа (Gallup World Poll). См.: URL:
http://www.gallup.com (дата обращения: 31.07.2015). 31 См., напр.: Отчет о научно-исследовательской работе
«Разработка комплекса мер по формированию высококвалифицированного кадрового состава правоохранительной
службы». Воронеж, 2009. С. 29. 32 См. подр.: Moatti D. La communication par la violence //
Communication et langages. 2000. № 123. Р. 95.