рубрика ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Прогностическая способность сотрудника уголовно-исполнительной системы как предпосылка реализации опережающей поддержки воспитанника
В статье раскрываются требования к сотруднику уголовно-исполнительной системы, призванному осуществлять опережающую поддержку воспитанника. Наряду со специальными психолого-педагогическими знаниями, концептуальным мышлением и проективными умениями ему необходимо освоить сущность и структуру весьма сложного и недостаточно разработанного в науке общего понятия «прогностическая способность». Научная новизна данного исследования в том, что анализ
большого количества философско-психологического и педагогического материала
позволил обобщить, разъяснить и структурировать это понятие для практических
работников сферы образования и уголовно-исполнительной системы, а прежде
всего для тех, кто стремится осуществлять опережающую поддержку воспитанника.
Ключевые слова: прогнозирование; прогностическая способность; сознание; антиципация; опережающая поддержка; надситуативная активность
старший научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор.
ORCID 0000-0001-9603-6523
, e-mail fkevlya@mail.ru
-
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Ананьев Б. Г. Избр. психол. тр. : в 2 т. / под ред. А. А. Бодалева,
Б. Ф. Ломова. М., 1980. Т. 1. С. 16–179.
2. Бауэр А., Эйхгорн В., Кребер Г. Философия и прогностика: мировоззренческие и методологические проблемы
общественного прогнозирования. М., 1971. 424 с.
3. Бодалев А. А. Психология общения. М. ; Воронеж, 1996. 256 с.
4. Гальперин П. Я. Введение в психологию : учеб. пособие для вузов. М., 1999. 332 с.
5. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л., 1984. 176 с.
6. Годфруа Ж. Что такое психология : в 2 т. М., 1992. Т. 1. 496 с.
7. Лихачев Б. Т. Педагогика : курс лекций. М., 1992. 528 с.
8. Ломов Б. Ф., Сурков Н. Е. Антиципации в структуре деятельности. М., 1980. 279 с.
9. Никитина А. Г. Предвидение как человеческая способность. М., 1975. 151 с.
10. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996. 512 с.
11. Регуш Л. А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности : учеб. пособие к спецкурсу. Л., 1983. 84 с.
12. Ухтомский А. А. Избр. тр. Л., 1978. 358 с.
Б. Ф. Ломова. М., 1980. Т. 1. С. 16–179.
2. Бауэр А., Эйхгорн В., Кребер Г. Философия и прогностика: мировоззренческие и методологические проблемы
общественного прогнозирования. М., 1971. 424 с.
3. Бодалев А. А. Психология общения. М. ; Воронеж, 1996. 256 с.
4. Гальперин П. Я. Введение в психологию : учеб. пособие для вузов. М., 1999. 332 с.
5. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л., 1984. 176 с.
6. Годфруа Ж. Что такое психология : в 2 т. М., 1992. Т. 1. 496 с.
7. Лихачев Б. Т. Педагогика : курс лекций. М., 1992. 528 с.
8. Ломов Б. Ф., Сурков Н. Е. Антиципации в структуре деятельности. М., 1980. 279 с.
9. Никитина А. Г. Предвидение как человеческая способность. М., 1975. 151 с.
10. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996. 512 с.
11. Регуш Л. А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности : учеб. пособие к спецкурсу. Л., 1983. 84 с.
12. Ухтомский А. А. Избр. тр. Л., 1978. 358 с.