рубрика ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Изучение экзистенциальных ценностей ВИЧ-инфицированных осужденных к лишению свободы
По статистике ФСИН России, ежегодно 80–85 % прибывающих в учреждения
уголовно-исполнительной системы осужденных имеют хронические заболевания.
Ежегодно растет количество ВИЧ-инфицированных лиц, содержащихся в тюрьмах и
колониях. Коррекционно-воспитательная работа с данной категорией осужденных
имеет свои особенности и требует принятия дополнительных организационных и
иных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, формированию правопослушного поведения и социальной адаптации в условиях лишения свободы. При этом особое внимание уделяется экзистенциальным ценностям в связи
с утратой многими осужденными смысла жизни, перспектив освобождения из мест
лишения свободы.
В рамках экзистенциального подхода исправительный процесс предстает как
гибкая, вариативная система, где осуществляется реальная дифференциация воспитывающих воздействий. Также содержание исправительного процесса целенаправленно формируется и обогащается нравственными ценностями, смыслами,
традициями с целью личностной самореализации и повышения самооценки, помогает понять осужденному смысловую сферу своего поведения и поступков, справляться с отрицательными эмоциональными состояниями, развить рефлексивную
позицию личности на основе выделения ценностно-смысловых ориентиров.
С целью изучения экзистенциальной сферы ВИЧ-инфицированных осужденных
было проведено исследование на базе СИЗО-10 УФСИН России по Московской области, в котором приняли участие 30 ВИЧ-инфицированных мужчин в возрасте от
20 до 45 лет. Осужденным была предложена специально разработанная анкета и
методика «События моей жизни» Г. С. Никифорова.
В результате данного исследования были получены данные, свидетельствующие
о том, что общее состояние осужденных с ВИЧ-инфекцией и социальная среда, в
которой они находятся, оказывают существенное влияние на наличие и осознание смысла жизни. Эти осужденные не видят положительных перспектив в будущем. Для них на первый план выходят ценности, связанные с общением с близкими
людьми, семьей, пониманием и состраданием к ним в сложившейся ситуации. Для
осужденных с ВИЧ-инфекцией характерен низкий уровень общей осмысленности
будущего и прошлого, который выражается в отсутствии целей и временных перспектив, неудовлетворенности самореализацией, низком уровне самоконтроля и
управляемости.
В статье сформулирован ряд рекомендаций для пенитенциарных психологов по
работе с данной категорий лиц. Дальнейший индивидуальный углубленный анализ
полученных данных может стать перспективным исследованием по вопросу отношений ВИЧ-инфицированных осужденных к собственной жизни.
Ключевые слова: места лишения свободы; осужденные; ВИЧ-инфицированные осужденные; экзистенциальные ценности; личностный смысл; система ценностей человека; деятельность пенитенциарного психолога
профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент, член -корреспондент Международной академии наук педагогического образования
, e-mail elvira-song@mail.ru
-
1. Зауторова Э. В. Нравственно-эстетическое воспитание личности с позиции экзистенциального подхода // Экзистенциальный подход к воспитанию и социально-педагогическому сопровождению детей и молодежи : материалы
заоч. науч.-практ. интернет-конф. Ярославль, 2013. С. 57–61.
2. Леонтьев А. Н. Философия психологии: из научного наследия / под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.,
1994. 228 с.
3. Медико-санитарное обеспечение осужденных женщин и детей, находящихся в исправительных учреждениях
УИС России. URL: http://prisonlife.ru/ (дата обращения: 17.11.2017).
4. Методические рекомендации по работе с ВИЧ-инфицированными осужденными. Вологда, 2005. 37 с.
5. Наздрачева Л. Дважды приговоренные // Ежеднев. общерос. газ. 2007. 1 окт.
6. Оказание психологической помощи ВИЧ-инфицированным осужденным : программа спецкурса для слушателей
(курсантов) психол. фак. образоват. учреждений ФСИН России, курсов переподготовки психологов уголовно-исполнит. системы. М., 2006. 72 с.
7. Практикум по психологии здоровья / ред. Г. С. Никифоров. СПб., 2005. 350 с.
8. Рожков М. И. Концепция экзистенциональной педагогики. URL: http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_
pedagogike/kontseptsiya_ekzistentsionalnoy_pedagogiki.html (дата обращения: 26.10.2017).
заоч. науч.-практ. интернет-конф. Ярославль, 2013. С. 57–61.
2. Леонтьев А. Н. Философия психологии: из научного наследия / под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.,
1994. 228 с.
3. Медико-санитарное обеспечение осужденных женщин и детей, находящихся в исправительных учреждениях
УИС России. URL: http://prisonlife.ru/ (дата обращения: 17.11.2017).
4. Методические рекомендации по работе с ВИЧ-инфицированными осужденными. Вологда, 2005. 37 с.
5. Наздрачева Л. Дважды приговоренные // Ежеднев. общерос. газ. 2007. 1 окт.
6. Оказание психологической помощи ВИЧ-инфицированным осужденным : программа спецкурса для слушателей
(курсантов) психол. фак. образоват. учреждений ФСИН России, курсов переподготовки психологов уголовно-исполнит. системы. М., 2006. 72 с.
7. Практикум по психологии здоровья / ред. Г. С. Никифоров. СПб., 2005. 350 с.
8. Рожков М. И. Концепция экзистенциональной педагогики. URL: http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_
pedagogike/kontseptsiya_ekzistentsionalnoy_pedagogiki.html (дата обращения: 26.10.2017).