рубрика ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
О некоторых направлениях совершенствования учебно-воспитательного процесса с осужденными в исправительных учреждениях
В настоящее время для многих отечественных предприятий стал актуален вопрос дефицита рабочих кадров. Представляется, что частично решить данную проблему могут трудоспособные граждане, находящиеся в местах лишения свободы.
Отмечается, что большое количество осужденных не имеет среднего образования,
а также профессии или специальности. В этой связи авторами проанализированы
наиболее актуальные направления учебно-воспитательного процесса в исправительных учреждениях с целью выявления условий для профессионального самоопределения осужденных и их базовой подготовки к освоению рабочих профессий.
В контексте рассматриваемой проблемы основным механизмом может выступить
проводимая персоналом пенитенциарных учреждений воспитательная работа с
осужденными, ориентированная на дифференцированный и комплексный подход.
Индивидуальная работа позволит сформировать у осужденных нравственные, физические и трудовые качества для достижения материальных благ посредством
образования и труда. Представляется важным, что для организации эффективной
воспитательной работы с момента пребывания в карантинном отделении необходимо оказать осужденному психологическую поддержку и обрисовать перспективу
в получении образования, выбора интересующей рабочей специальности. Акцентируется внимание на выстраивании необходимого взаимодействия со службой
занятости с возможностью трудоустроиться после освобождения из мест лишения
свободы. Проведен анализ нормативно-правовой литературы, регламентирующей
порядок организации учебного процесса осужденных. Сформулирован вывод о
том, что учебно-воспитательный процесс в исправительных учреждениях необходимо реализовывать с учетом дальнейшего совершенствования воспитательной и
психологической работы посредством эффективного взаимодействия начальников
отрядов, психологов, учителей школ, мастеров профессиональных училищ.
Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс; осужденный; профессиональное образование; трудовое воспитание; ресоциализация; пенитенциарное учреждение
начальник кафедры организации кадровой, социальной, психологической и воспитательной работы Томского института
повышения квалификации работников ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент.
, e-mail olbig@sibmail.com
-
старший преподаватель кафедры организации кадровой, социальной, психологической и воспитательной работы Томского института повышения квалификации работников ФСИН России, кандидат педагогических наук
, e-mail AAE.13@yandex.ru
-
1. Биченова А. Р., Куминов Я. В. Проблема труда осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы //
Вестн. Самар. юрид. ин-та. 2017. № 1 (23). С. 12–15.
2. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб., 2010. 512 c.
3. Ефименко А. А., Румбешта Е. А. Профессиональная ориентация на рабочие профессии учащихся вечерней общеобразовательной школы // Вестн. Томского гос. педагог. ун-та. 2011. № 10 (112). С. 149–152.
4. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. URL: фсин.рф (дата обращения: 30.11.2018).
5. Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего
образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях, тюрьмах,
лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях и следственных изоляторах
уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России № 274, Минобрнауки России № 1525 от 06.12.2016.
Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ».
6. Приоритетные направления работы начальников отрядов осужденных и трудности, возникающие в осуществлении их функциональных обязанностей (на основе опроса) / М. В. Киселев и др. // Вестн. Кузбас. ин-та. 2015. № 1
(22). С. 173–183.
7. Сибиль Ю. П. Основы организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях // Ведомости
уголов.-исполнит. системы. 2014. № 9. С. 33–38.
8. Сучкова Е. Л. Психология правосознания осужденных : моногр. Вологда, 2017. 183 c.
9. Чириков А. Г., Ивашко Н. Н. Эффективность педагогической деятельности начальников отрядов исправительных
учреждений // Вестн. Кузбас. ин-та. 2016. № 2 (27). С. 184–189.
Вестн. Самар. юрид. ин-та. 2017. № 1 (23). С. 12–15.
2. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб., 2010. 512 c.
3. Ефименко А. А., Румбешта Е. А. Профессиональная ориентация на рабочие профессии учащихся вечерней общеобразовательной школы // Вестн. Томского гос. педагог. ун-та. 2011. № 10 (112). С. 149–152.
4. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. URL: фсин.рф (дата обращения: 30.11.2018).
5. Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего
образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях, тюрьмах,
лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях и следственных изоляторах
уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России № 274, Минобрнауки России № 1525 от 06.12.2016.
Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ».
6. Приоритетные направления работы начальников отрядов осужденных и трудности, возникающие в осуществлении их функциональных обязанностей (на основе опроса) / М. В. Киселев и др. // Вестн. Кузбас. ин-та. 2015. № 1
(22). С. 173–183.
7. Сибиль Ю. П. Основы организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях // Ведомости
уголов.-исполнит. системы. 2014. № 9. С. 33–38.
8. Сучкова Е. Л. Психология правосознания осужденных : моногр. Вологда, 2017. 183 c.
9. Чириков А. Г., Ивашко Н. Н. Эффективность педагогической деятельности начальников отрядов исправительных
учреждений // Вестн. Кузбас. ин-та. 2016. № 2 (27). С. 184–189.