рубрика ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Организация групповых форм воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях в России и Беларуси
Воспитательная работа с осужденными является средством их исправления, что
закреплено в уголовно-исполнительных кодексах Российской Федерации и Республики Беларусь. В настоящее время существуют разнообразные классификации
форм данной работы. В УИК РФ закреплены индивидуальные, групповые и массовые формы воспитательной работы с осужденными. Белорусский законодатель не
преследует цель урегулировать все формы и методы ее организации, так как данная
деятельность носит педагогический характер.
В настоящее время приоритет отдается индивидуальным формам воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в исправительных учреждениях.
Вместе с тем огромным потенциалом обладают и групповые формы. Результатом
правильно проведенной работы с группой воспитанников может являться коллектив, характеризующийся единством организации и психологической общности. Необходимость использования групповых форм воспитательной работы обусловлена
также возрастными особенностями осужденных.
В статье рассматриваются различные формы воспитательной работы, используемые в России и Беларуси, делается акцент на специфических формах, таких как
заседания советов коллективов и их секций, подготовка коллективных и индивидуальных трудовых обязательств, конкурсы и слеты передовиков труда и примерного
поведения, рационализаторов и изобретателей и др.
Ключевые слова: воспитательная работа; несовершеннолетний осужденный; воспитательная колония; уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь
доцент кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент
, e-mail khrabrova-elena@yandex.ru
-
старший инспектор по особым поручениям группы психологического обеспечения управления организации исправительного процесса Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь.
, e-mail pavlenko7delovay7pochta7@gmail.com
-
1. Колченогова О. П., Казак С. В., Шарков А. В. Научно-методические основы криминологии и уголовно-исполнительного права : учеб. пособие. Минск, 2014. 349 с.
2. Макаренко А. С. Художественная литература о воспитании несовершеннолетних правонарушителей // Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания : в 9 ч. Н. Новгород, 2011. Ч. 5. Статьи, выступления, письма, подготовленные материалы, «Книга для родителей» 1936–1937 гг. С. 191–211.
3. Методические рекомендации по эффективной организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН России // Сборник методических рекомендаций ФСИН
России. М., 2018. С. 139–157.
4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие
субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000. 416 с.
5. Стуканов В. Г. Исправительная педагогика : учеб. пособие. Минск, 2013. 395 с.
6. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь. URL: http://etalonline.by/document/?regnum=HK0000365
(дата обращения: 15.04.2019).
2. Макаренко А. С. Художественная литература о воспитании несовершеннолетних правонарушителей // Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания : в 9 ч. Н. Новгород, 2011. Ч. 5. Статьи, выступления, письма, подготовленные материалы, «Книга для родителей» 1936–1937 гг. С. 191–211.
3. Методические рекомендации по эффективной организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН России // Сборник методических рекомендаций ФСИН
России. М., 2018. С. 139–157.
4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие
субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000. 416 с.
5. Стуканов В. Г. Исправительная педагогика : учеб. пособие. Минск, 2013. 395 с.
6. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь. URL: http://etalonline.by/document/?regnum=HK0000365
(дата обращения: 15.04.2019).