рубрика ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Экологическое воспитание осужденных в условиях исправительного учреждения
Современные условия, в которых живет человек, характеризуются необдуманным потреблением природных ресурсов, ухудшающим состояние окружающей
среды и здоровья человека, обусловленным сложившимся образом жизни, потребностями и поведением. Чтобы не делать экологических ошибок, не создавать
ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать
элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления, иметь высокий уровень экологической культуры. Этого можно достичь только
воспитанием. Экологическое воспитание тесно связано с социальным воспитанием, образованием, просвещением, обучением, самообразованием и направлено на
развитие экологической ответственности и таких качеств личности, как самоконтроль, способность предугадать ближайшие и отдаленные результаты своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.
Формирование экологических ценностей у осужденных в местах лишения свободы становится одним из направлений воспитательной работы, призванным выработать ответственность за окружающий мир, привить интерес к познанию природы
и ее взаимодействия с обществом, осознать необходимость ее охраны. Основными
компонентами экологической культуры личности являются: знания человека о природе, ее взаимосвязях, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и
оказания помощи природной среде; интерес к природе и проблеме ее охраны; позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и преумножение
природы, достойное поведение в окружающей человека среде; мотивы, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические и т. д.). Формирование экологических ценностей у осужденных возможно
в процессе целенаправленно организованной, ресоциализирующей, воспитательной и образовательной деятельности на занятиях по предметам естественного цикла в общеобразовательной школе, участия в тематических вечерах, интерактивных
экологических мероприятиях, просмотра и обсуждения документальных фильмов
о проблемах экологии, посещения виртуальных экологических экскурсий, чтения
книг и журналов о природе, при подготовке к праздникам и участию в них, а также в
процессе выращивания цветов, кустарников, работы на огороде.
В настоящее время накоплен положительный опыт экологического воспитания
осужденных в местах лишения свободы. В статье описан опыт повышения уровня
экологического развития у осужденных исправительных колоний Вологодской, Омской, Свердловской областей. Включение осужденных в различные виды экологической деятельности будет способствовать расширению их кругозора, повышению
общекультурного уровня, развитию познавательных и творческих способностей.
Ключевые слова: места лишения свободы; исправительный процесс; осужденные; воспитательная работа; экологическое воспитание; формы экологического воспитания осужденных
профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования
, e-mail elvira-song@mail.ru
-
1. Зауторова Э. В. Направления воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы : учеб. пособие.
Вологда, 2019. 198 с.
2. Молчанов Н. А. Формирование экологических ценностей у осужденных молодых людей в процессе дистанционного высшего образования : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2015. 171 с.
3. Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29.05.2015 № 996-р г // Рос. газ. 2015. 8 июня.
4. Попов А. М. Актуальные проблемы экологического образования и воспитания // Вестн. Омского ун-та. 2007.
№ 1. С. 141–146.
5. Экологическое воспитание школьников. URL: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2011/11/08/
ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov (дата обращения: 29.11.2017).
6. Яковлева Н. Ф. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных. Опыт Каннской воспитательной колонии.
URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2015/10/19/a2115ef54b966eec2b0a7163be9e045d/resotsializatsiyanesovershennoletnih-osuzhdennyih.pdf (дата обращения: 30.11.2017).
Вологда, 2019. 198 с.
2. Молчанов Н. А. Формирование экологических ценностей у осужденных молодых людей в процессе дистанционного высшего образования : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2015. 171 с.
3. Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29.05.2015 № 996-р г // Рос. газ. 2015. 8 июня.
4. Попов А. М. Актуальные проблемы экологического образования и воспитания // Вестн. Омского ун-та. 2007.
№ 1. С. 141–146.
5. Экологическое воспитание школьников. URL: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2011/11/08/
ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov (дата обращения: 29.11.2017).
6. Яковлева Н. Ф. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных. Опыт Каннской воспитательной колонии.
URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2015/10/19/a2115ef54b966eec2b0a7163be9e045d/resotsializatsiyanesovershennoletnih-osuzhdennyih.pdf (дата обращения: 30.11.2017).