рубрика ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Особенности социального сопровождения осужденных иностранных граждан (из зарубежного опыта)
В статье рассматриваются задачи и приводятся примеры социальной работы ис- правительных учреждений с осужденными иностранными гражданами, особое вни- мание акцентируется на обеспечении социокультурной адаптации, выступающей значимым условием их жизни на свободе.
Ключевые слова: осужденные иностранные граждане; социальная работа в исправительных учреждениях; социальное сопровождение; аккультурация; соци- ально-психологическая адаптация; социокультурная адаптация; тренинг межкуль- турной коммуникации.
доцент кафедры организации психологической службы
в уголовно-исполнительной системе ВИПЭ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент;
, e-mail jkmufru@gmail.com
-
научный сотрудник организационно-научного отдела
ВИПЭ ФСИН России
, e-mail sshishigina@inbox.ru
-
1 См.: Мусаткина А., Астахов П., Тищенко М. Туристическая
зона: сколько иностранных граждан отбывают наказание в
России. URL: https://russian.rt.com/russia/article/411991-fsintyurmy-
inostrancy (дата обращения: 26.10.2017).
2 См.: Таджикские заключенные возглавили «тюремный
топ» иностранцев в России. URL: http://eurasianews.info/
politika/tadzhikskie-zaklyuchennye-vozglavili-tyuremnyj-topinostrancev-
v-rossii.html (дата обращения: 26.10.2017).
3 См.: Трифонова Е. Мигрантов выгоняют из тюрем // Не-
зависимая газета. 2017. 13 апр.
4 См.: Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999.
5 См.: Бери Дж. У. Аккультурация и психологическая адап-
тация: обзор проблемы. URL: http://psy.rin.ru/cgi-bin/article.
pl?id=2102 (дата обращения: 11.07.2017).
6 См.: Маркова С. Д. Аккультурация: к теории вопроса //
Современные научные исследования и инновации. 2015.
№ 12.
7 См.: Бери Дж. У. Аккультурация и психологическая адап-
тация: обзор проблемы.
8 См.: Шабанов В. Б. Европейский опыт передачи лиц,
осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания
в государства их гражданства // Вестник института: престу-
пление, наказание, исправление. 2016. № 1 (33). С. 11–13.
9 См.: Смирнов А. Не санаторий, а тюрьма. URL: https://
newizv.ru/news/world/04-10-2012/170885-ne-sanatorij-atjurma
(дата обращения: 20.10.2017).
10 См.: Щербаков А. В., Налдеев А. Б. Положительный опыт
функционирования пенитенциарных учреждений Норвегии и
возможности его использования в российских условиях //
Молодой ученый. 2015. № 2. С. 393–396.
11 См.: Как сделать тюрьмы лучшими в мире. Опыт Норве-
гии. URL: http://edu.helsinki.org.ua/node/5839 (дата обраще-
ния: 11.07.2017).
12 См.: Пархоменко А. Один день во французской тюрьме.
URL: http://www.zakonia.ru/analytics/73/52745 (дата обраще-
ния: 05.11.2017).
13 См.: Hamburger F. Abschied von der Interkulturellen
Pädagogik. Plädoyer für einen Wandel sozialpädagogischer
Konzepte. Weinheim und München. 2009. С. 153–154.
14 См.: Pro Asyl. Der Einzelfall zählt. URL: http://www.proasyl.
de/ (дата обращения: 17.08.2011).
15 См.: START – students and refugees together. Identifying
Refugee needs in Plymouth, Powerpoint Präsentation,
Plymouth, Folien, 2009. Pp. 2–9. Verfügbar unter:
ww.studentsandrefugeestogether.com/
16 См.: Там же.
17 См.: Maisch L. Soziale Arbeit mit Fluchtlingen:
Bachelorarbeit. URL: https://hses.bsz-bw.de/files/94/OPUS_
Bachelorarbeit.pdf
18 См.: Там же.
19 Тюремная система Великобритании // За решеткой.
2010. № 12.
20 См.: Колосова А. А. О формах, методах и средствах
обучения межкультурной коммуникации. URL: http://nbisu.
moy.su›_ld/8/860 _Kolosova_A.A..pdf (дата обращения:
11.07.2017).
21 См.: Грушевицкая Т. Г., Попков Т. Г., Садохин А. П. Осно-
вы межкультурной коммуникации. М., 2003.
22 См.: Стефаненко Т. Г. Этнопсихология.
23 См.: Там же.
24 См.: Психологическое сопровождение адаптации лич-
ности в поликультурном обществе как технология профилак-
тики деструктивных форм поведения. URL: http://lib.knigi-x.
ru/23tehnicheskie/41110-1-psihologicheskoe-soprovozhdenieadaptacii-
lichnosti-polikulturnom-obschestve-kak-tehnolo.php
(дата обращения: 11.07.2017).
25 См.: Грушевицкая Т. Г. Попков Т. Г., Садохин А. П. Основы
межкультурной коммуникации.
26 См.: Стефаненко Т. Г. Этнопсихология : практикум. М.,
2006. С. 154.
зона: сколько иностранных граждан отбывают наказание в
России. URL: https://russian.rt.com/russia/article/411991-fsintyurmy-
inostrancy (дата обращения: 26.10.2017).
2 См.: Таджикские заключенные возглавили «тюремный
топ» иностранцев в России. URL: http://eurasianews.info/
politika/tadzhikskie-zaklyuchennye-vozglavili-tyuremnyj-topinostrancev-
v-rossii.html (дата обращения: 26.10.2017).
3 См.: Трифонова Е. Мигрантов выгоняют из тюрем // Не-
зависимая газета. 2017. 13 апр.
4 См.: Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999.
5 См.: Бери Дж. У. Аккультурация и психологическая адап-
тация: обзор проблемы. URL: http://psy.rin.ru/cgi-bin/article.
pl?id=2102 (дата обращения: 11.07.2017).
6 См.: Маркова С. Д. Аккультурация: к теории вопроса //
Современные научные исследования и инновации. 2015.
№ 12.
7 См.: Бери Дж. У. Аккультурация и психологическая адап-
тация: обзор проблемы.
8 См.: Шабанов В. Б. Европейский опыт передачи лиц,
осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания
в государства их гражданства // Вестник института: престу-
пление, наказание, исправление. 2016. № 1 (33). С. 11–13.
9 См.: Смирнов А. Не санаторий, а тюрьма. URL: https://
newizv.ru/news/world/04-10-2012/170885-ne-sanatorij-atjurma
(дата обращения: 20.10.2017).
10 См.: Щербаков А. В., Налдеев А. Б. Положительный опыт
функционирования пенитенциарных учреждений Норвегии и
возможности его использования в российских условиях //
Молодой ученый. 2015. № 2. С. 393–396.
11 См.: Как сделать тюрьмы лучшими в мире. Опыт Норве-
гии. URL: http://edu.helsinki.org.ua/node/5839 (дата обраще-
ния: 11.07.2017).
12 См.: Пархоменко А. Один день во французской тюрьме.
URL: http://www.zakonia.ru/analytics/73/52745 (дата обраще-
ния: 05.11.2017).
13 См.: Hamburger F. Abschied von der Interkulturellen
Pädagogik. Plädoyer für einen Wandel sozialpädagogischer
Konzepte. Weinheim und München. 2009. С. 153–154.
14 См.: Pro Asyl. Der Einzelfall zählt. URL: http://www.proasyl.
de/ (дата обращения: 17.08.2011).
15 См.: START – students and refugees together. Identifying
Refugee needs in Plymouth, Powerpoint Präsentation,
Plymouth, Folien, 2009. Pp. 2–9. Verfügbar unter:
ww.studentsandrefugeestogether.com/
16 См.: Там же.
17 См.: Maisch L. Soziale Arbeit mit Fluchtlingen:
Bachelorarbeit. URL: https://hses.bsz-bw.de/files/94/OPUS_
Bachelorarbeit.pdf
18 См.: Там же.
19 Тюремная система Великобритании // За решеткой.
2010. № 12.
20 См.: Колосова А. А. О формах, методах и средствах
обучения межкультурной коммуникации. URL: http://nbisu.
moy.su›_ld/8/860 _Kolosova_A.A..pdf (дата обращения:
11.07.2017).
21 См.: Грушевицкая Т. Г., Попков Т. Г., Садохин А. П. Осно-
вы межкультурной коммуникации. М., 2003.
22 См.: Стефаненко Т. Г. Этнопсихология.
23 См.: Там же.
24 См.: Психологическое сопровождение адаптации лич-
ности в поликультурном обществе как технология профилак-
тики деструктивных форм поведения. URL: http://lib.knigi-x.
ru/23tehnicheskie/41110-1-psihologicheskoe-soprovozhdenieadaptacii-
lichnosti-polikulturnom-obschestve-kak-tehnolo.php
(дата обращения: 11.07.2017).
25 См.: Грушевицкая Т. Г. Попков Т. Г., Садохин А. П. Основы
межкультурной коммуникации.
26 См.: Стефаненко Т. Г. Этнопсихология : практикум. М.,
2006. С. 154.