рубрика ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Делегирование полномочий как метод государственного управления
В статье анализируются особенности делегирования государственных полномочий в системе исполнительной власти Российской Федерации. Административноправовой аспект исследования автором связан с методологией государственного управления.
Ключевые слова: делегирование полномочий; органы исполнительной власти Российской Федерации; методы государственного управления.
заведующий кафедрой административного и финансового права Северо-Западного института (филиала) Университета
им. О. Е. Кутафина (МГЮА), г. Вологда, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент
ORCID 0000-0002-5854-3492
, e-mail anna.corepina@yandex.ru
-
1 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008
№ 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) //
СЗ РФ. 2014. № 15. Ст. 1691. 2 Там же. 1997. № 51. Ст. 5712.
3 См., напр.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан о
взаимном делегировании предметов ведения и полномочий
в оборонных отраслях промышленности // Вечерняя Казань.
1994. 17 окт.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан от 25.05.1994 г. «О разграничении предметов ведения
и взаимном делегировании полномочий в области охраны
окружающей среды и использования природных ресурсов» //Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики
Башкортостан. 1994. № 11 (29). Ст. 584; Соглашение между
Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Башкортостан от 25.05.1994 «О разграничении
предметов ведения и взаимном делегировании полномочий
в области высшего и среднего профессионального образования» // Там же. Ст. 580. 4 См.: СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
5 Парламентская газета. 2011. 7 июля.
6 См.: СЗ РФ. 2011. № 27. Ст. 3932.
7 См.: http://www.gosbook.ru/node/42070
8 См.: СЗ РФ. 2015. № 29 (Ч. I). Ст. 4359.
9 См., напр.: Черепанов В. Разграничивать или делегировать? // Сравнительное конституционное обозрение. 2007.
№ 1. 10 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2008 г. № 924 «О порядке заключения и
вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами
государственной власти субъектов Российской Федерации о
передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий» // СЗ РФ. 2008. № 50. Ст. 5953. 11 См., напр.: Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Москвы о
передаче городу Москве части федеральных полномочий
по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях от 01.11.2013 г. //
Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2013. № 60; Соглашение между Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации и Правительством Рязанской области о передаче Правительству Рязанской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным
категориям граждан из числа ветеранов от 12.12.2014 г. // СЗ
РФ. 2014. № 51. Ст. 7484; Соглашение между Министерством
Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Вологодской области о
передаче друг другу осуществления части своих полномочий
в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и
регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации
их последствий // Красный Север. 2004. № 238. 12 См.: СПС «КонсультантПлюс».
13 Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. 2007. № 5. 14 Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов [Электронный
ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords 15 Мадьярова А.В. Межмуниципальные соглашения о
передаче части полномочий: некоторые проблемы теории,
законодательного регулирования и практики применения
// Конституционное и муниципальное право. 2008. № 1.
С. 19–24. 16 См. подр.: Акимова И.К. Делегированное законодательство в Российской Федерации // Юрист. 1998. № 9; Суставова Е.Н. Делегированное законодательство // Журнал российского права. 1998. № 8; Арефина С.И. Конституционные
основы делегированного законодательства: Автореф. дис.
… канд. юрид. наук. М., 2003; Троицкий В.С. Делегированное
законотворчество: теория и практика: Автореф. дис. … канд.
юрид. наук. М., 2005. 17 См.: Лазарев Б.М. Компетенция органов управления.
М., 1972. С. 252. 18 См.: Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001.
С. 310–316. 19 Махина С.Н. Концепция децентрализации государственного администрирования: некоторые вопросы содержания и значения // Административное право и процесс.
2006. № 1. С. 11. 20 См.: Административная реформа в России: Науч.-практ.
пособие / Под ред. С.Е Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2006.
С. 154–158. 21 См.: Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ
«О саморегулируемых организациях» // СЗ РФ. 2007. № 49.
Ст. 6076. 22 См., напр.: Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 317-
ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии
“Росатом”» // Там же. 2007. Ст. 6078; Федеральный закон
от 13.07.2015 г. № 215-ФЗ «О Государственной корпорации
по космической деятельности “Роскосмос”» // Там же. 2015.
№ 29 (Ч. I). Ст. 4341. 23 См.: Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об
организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Там же. 2010. № 31. Ст. 4179. 24 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 г. № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах» // Там же. 2005. № 46. Ст. 4720. 25 См.: Романовская О.В. К вопросу о делегировании государственно-властных полномочий // Правоведение. 2011.
№ 5. С. 169–170.
внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008
№ 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) //
СЗ РФ. 2014. № 15. Ст. 1691. 2 Там же. 1997. № 51. Ст. 5712.
3 См., напр.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан о
взаимном делегировании предметов ведения и полномочий
в оборонных отраслях промышленности // Вечерняя Казань.
1994. 17 окт.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан от 25.05.1994 г. «О разграничении предметов ведения
и взаимном делегировании полномочий в области охраны
окружающей среды и использования природных ресурсов» //Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики
Башкортостан. 1994. № 11 (29). Ст. 584; Соглашение между
Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Башкортостан от 25.05.1994 «О разграничении
предметов ведения и взаимном делегировании полномочий
в области высшего и среднего профессионального образования» // Там же. Ст. 580. 4 См.: СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
5 Парламентская газета. 2011. 7 июля.
6 См.: СЗ РФ. 2011. № 27. Ст. 3932.
7 См.: http://www.gosbook.ru/node/42070
8 См.: СЗ РФ. 2015. № 29 (Ч. I). Ст. 4359.
9 См., напр.: Черепанов В. Разграничивать или делегировать? // Сравнительное конституционное обозрение. 2007.
№ 1. 10 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2008 г. № 924 «О порядке заключения и
вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами
государственной власти субъектов Российской Федерации о
передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий» // СЗ РФ. 2008. № 50. Ст. 5953. 11 См., напр.: Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Москвы о
передаче городу Москве части федеральных полномочий
по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях от 01.11.2013 г. //
Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2013. № 60; Соглашение между Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации и Правительством Рязанской области о передаче Правительству Рязанской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным
категориям граждан из числа ветеранов от 12.12.2014 г. // СЗ
РФ. 2014. № 51. Ст. 7484; Соглашение между Министерством
Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Вологодской области о
передаче друг другу осуществления части своих полномочий
в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и
регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации
их последствий // Красный Север. 2004. № 238. 12 См.: СПС «КонсультантПлюс».
13 Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. 2007. № 5. 14 Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов [Электронный
ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords 15 Мадьярова А.В. Межмуниципальные соглашения о
передаче части полномочий: некоторые проблемы теории,
законодательного регулирования и практики применения
// Конституционное и муниципальное право. 2008. № 1.
С. 19–24. 16 См. подр.: Акимова И.К. Делегированное законодательство в Российской Федерации // Юрист. 1998. № 9; Суставова Е.Н. Делегированное законодательство // Журнал российского права. 1998. № 8; Арефина С.И. Конституционные
основы делегированного законодательства: Автореф. дис.
… канд. юрид. наук. М., 2003; Троицкий В.С. Делегированное
законотворчество: теория и практика: Автореф. дис. … канд.
юрид. наук. М., 2005. 17 См.: Лазарев Б.М. Компетенция органов управления.
М., 1972. С. 252. 18 См.: Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001.
С. 310–316. 19 Махина С.Н. Концепция децентрализации государственного администрирования: некоторые вопросы содержания и значения // Административное право и процесс.
2006. № 1. С. 11. 20 См.: Административная реформа в России: Науч.-практ.
пособие / Под ред. С.Е Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2006.
С. 154–158. 21 См.: Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ
«О саморегулируемых организациях» // СЗ РФ. 2007. № 49.
Ст. 6076. 22 См., напр.: Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 317-
ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии
“Росатом”» // Там же. 2007. Ст. 6078; Федеральный закон
от 13.07.2015 г. № 215-ФЗ «О Государственной корпорации
по космической деятельности “Роскосмос”» // Там же. 2015.
№ 29 (Ч. I). Ст. 4341. 23 См.: Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об
организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Там же. 2010. № 31. Ст. 4179. 24 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 г. № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах» // Там же. 2005. № 46. Ст. 4720. 25 См.: Романовская О.В. К вопросу о делегировании государственно-властных полномочий // Правоведение. 2011.
№ 5. С. 169–170.