Профессиональная социализация сотрудника ФСИН России как научно-педагогическая проблема
С учетом приказа ФСИН России от 14.06.2019 № 440 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, подведомственных ФСИН России» одним из приоритетных направлений ведомственного образования является профессиональная социализация будущих специалистов. Проблема профессиональной социализации исследуется представителями разных направлений науки. Отечественной гуманитарной наукой вопросы социализации рассматриваются во взаимосвязи с развитием и воспитанием. Так, педагогика процессы социализации изучает в совокупности с формированием и развитием личности. Интерес к проблеме социализации первоначально возник у социальных педагогов (Р. Г. Гурова), позднее – в возрастной и педагогической психологии и только потом в педагогике, где внимание ученых было обращено не столько на профессиональные навыки специалиста, что обеспечат его социализацию в профессиональной среде, сколько на его личностное развитие. Профессиональная социализация характеризуется рядом отличительных особенностей, среди которых не только профессиональные компетенции, но и сформированное профессиональное мышление и высокая профессиональная мотивация. Профессиональная социализация сотрудников ФСИН России в ряде научных работ рассматривается как особый вид социализации, требующий овладения профессиональными компетенциями, усвоения профессиональных норм, ценностей, обеспечивающих успешное включение в профессиональную деятельность. Анализ исследований по вопросам профессиональной социализации сотрудников правоохранительных органов в период обучения в ведомственных образовательных организациях позволяет отметить, что такие работы немногочисленны, что подтверждает актуальность проведения дальнейших научных изысканий в данном направлении.
Ключевые слова: социализация; профессиональная социализация; концепции социализации; сотрудник уголовно-исполнительной системы; ведомственная образовательная организация
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – Москва : Аспект Пресс, 1997. – 375 с. – ISBN 5-7567-
0201-6.
3. Вербицкий, А. А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования : монография / А. А. Вербицкий,
М. Д. Ильязова. – Москва : Логос, 2011. – 288 с. – ISBN 978-5-98704-604-3.
4. Ветров, Ю. П. Педагогические условия профессиональной социализации студентов экономических направлений подготовки в вузе : монография / Ю. П. Ветров, Е. А. Прохорова. – Армавир : АГПУ, 2016. – 135 с. – ISBN 978-5-
89971-492-4.
5. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры / Л. С. Выготский. – Москва ; Воронеж : МОДЭК,
1996. – 510 с. – ISBN 5-89395-001-1.
6. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. – Москва : Политиздат, 1967. – 383 с.
7. Кузьмин, Е. С. Основы социальной психологии / Е. С. Кузьмин. – Ленинград : ЛГУ, 1967. – 173 с.
8. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл, Академия, 2005. –
352 с. – ISBN 5-89357-113-4.
9. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы современной психологии / Б. Ф. Ломов. – Москва : Наука, 1984. – 432 с.
10. Мерлин, В. С. Становление индивидуальности и социализация / В. С. Мерлин // Проблемы личности : материалы симпозиума. Том 1. – Москва : Московская типография № 8, 1970. – С. 281–291.
11. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учебник для студентов педагогических вузов / под редакцией В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Академия, 2000. – 200 с. – ISBN 5-7695-0640-7.
12. Парыгин, Б. Д. Социальная психология как наука / Б. Д. Парыгин. – Ленинград : ЛГУ, 1967. – 208 с.
13. Подласый, И. П. Педагогика : учебник для бакалавров : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям в области образования и педагогики / И. П. Подласый.
– 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2013. – 694 с. – ISBN 978-5-691-01553-3.
14. Поляков, А. В. Организационно-педагогические условия профессиональной социализации молодых сотрудников исправительных учреждений : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук /
А. В. Поляков. – Великий Новгород, 2019. – 202 с.
15. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /
В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под редакцией В. А. Сластенина. – Москва : Академия, 2013. – 576 с. –
ISBN 5-7695-0878-7.