Оптимизация профессионального обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы
Зауторова Э. В. Оптимизация профессионального обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Пенитенциарная наука. 2025. Т. 19, № 2 (70). С. 209–217. doi 10.46741/2686-9764.2025.70.2.011.
В статье рассматривается проблема повышения профессионального уровня сотрудников уголовно-исполнительной системы, оптимизации их профессионального обучения. В связи с этим одной из приоритетных задач ФСИН России должна стать поддержка специалистов УИС на всех этапах их служебной деятельности, что предполагает как фундаментальное обучение, так и практико-ориентированный подход с эффектом погружения в служебную деятельность, профессиональное развитие сотрудников. Представлена экспериментальная программа профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу в УИС, включающая в себя применение цифровых образовательных технологий, использование учебных рабочих мест, учебных полигонов, учебных рабочих маршрутов и т. д., реализуемая высококвалифицированным практико-ориентированным преподавательским составом образовательных организаций ФСИН России. Цель: получение объективной информации об уровне подготовки сотрудников в рамках профессионального обучения (первоначальная подготовка) для дальнейшей оптимизации образовательного процесса, улучшения качества процесса обучения. Методы: обзорно-аналитический метод, заключающийся в теоретическом анализе научных источников по проблематике исследования; эмпирический метод, включающий анкетирование сотрудников; анализ данных первичной статистики; метод обобщения и сравнения. Результаты: исследование показало следующее: по итогам аттестации средний балл в экспериментальной группе составил 4,41, что на 1,14 балла выше уровня входного контроля. При этом средний балл в контрольной группе составил 3,68, что превышает уровень входного контроля лишь на 0,66 балла. В ходе итоговой аттестации слушатели экспериментальной группы, как правило, не имели проблем ни с теоретической, ни с практической частью квалификационного экзамена, при этом иногда допускались неточности в формулировках, а решение ситуационных задач не вызвало больших затруднений. Слушатели контрольной группы показали средний уровень знаний в теоретической части, при этом практическая часть квалификационного экзамена вызвала у большей части затруднения; решить в полном объеме ситуационные задачи смогли лишь 17,6 % испытуемых. Анализ оценки профессиональной деятельности молодого сотрудника УИС показал, что входившие в состав экспериментальной группы получили более высокие оценки руководителей, чем те, кто входил в состав контрольной группы. В связи с этим при проведении практических занятий необходимо широко применять как активные, так и интерактивные методы обучения, основанные на моделировании ситуаций служебной деятельности и выработке умений и навыков решения тех или иных профессиональных задач в условиях, максимально приближенных к реальным условиям несения службы. Выводы: реализация экспериментальной программы профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу в УИС, при дифференцированном подходе позволяет определить необходимые условия для оптимизации профессионального обучения сотрудников УИС, что будет способствовать повышению их профессионального уровня и эффективности их служебной деятельности в пенитенциарной системе.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; исправительные учреждения; образовательные организации ФСИН России; сотрудники; профессиональное обучение; экспериментальная программа; оптимизация профессионального обучения.
пособие / под ред. О. В. Дербиной. Вологда, 2018. 309 с.
2. Брыков Д. А. Организация работы с кадрами УИС в современных условиях // Актуальные проблемы организации
деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в условиях развития : материалы межвуз.
науч.-практ. конф., посв. памяти заслуженного деятеля науки РСФСР д-ра юрид. наук, проф. А. И. Зубкова и Дню
российской науки (Рязань, 12 февр. 2021 г.). Рязань, 2021. С. 45–48.
3. Кириллова Т. В., Пашукова А. Д. Профессиональная компетентность сотрудников уголовно-исполнительной системы, работающих с осужденными – бывшими работниками судов и правоохранительных органов // Психология
и право. 2023. Т. 13, № 1. С. 64–76.
4. Ковтуненко Л. В., Исаева К. В. Формирование профессионального мировоззрения сотрудников УИС в образовательном процессе вуза. Воронеж, 2023. 308 с.
5. Зауторова Э. В., Бодрова Е. В. Практико-ориентированное обучение в образовательных организациях высшего
образования ФСИН России // Пенитенциарная наука. 2021. Т. 15, № 3 (55). С. 575–584.
6. Жаркой М. Э. Дополнительное профессиональное образование работников уголовно-исполнительной системы
и «Болонский процесс»: задача сохранения качества подготовки специалистов // Современные тенденции развития системы образования : сб. ст. Чебоксары, 2019. С. 255–259.
7. Подготовка кадров в современных условиях развития образования: реалии и перспективы : сб. материалов науч.-метод. конф. (Рязань, 31 марта 2022 г.). Рязань, 2022. 115 с.
8. Зауторова Э. В. Компетентностный подход в образовательном процессе вуза // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 4. С. 5–9.
9. Бодрова Е. В., Шибаева Г. Е. Организация практико-ориентированного обучения в образовательных организациях ФСИН России с использованием дополненной и виртуальной реальности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 2. С. 59–66.
10. Зауторова Э. В. Некоторые проблемы и пути их решения в дополнительном профессиональном образовании //
Траектория развития субъектов образовательного процесса : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Воронеж,
2024. С. 141–147.
11. Федосеева Ж. А. Применение мультимедийных терминалов с базой данных вакансий в исправительных учреждениях УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2013. № 11. С. 18–20.
12. Кузнецова Е. М. Перспективы развития современных информационных технологий в деятельности уголовноисполнительной системы // Вестник ФКУ НИИИТ ФСИН России. Тверь, 2018. С. 92–96.
13. Краскова О. В. Использование интерактивных форм проведения занятий в целях реализации компетентностного подхода. URL. https://www.informio.ru/publications/id1063/Ispolzovanie-interaktivnyh-form-provedenija-zanjatii-vceljah-realizacii-kompetentnostnogo-podhoda (дата обращения: 19.08.2024).
14. Писарев О. М. Представления сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации о модели служебного поведения, формирующей гуманное отношение к осужденным // Пенитенциарная наука. 2024.
Т. 18. № 2 (66). С. 210–218.