Цифровая трансформация ведомственного профессионального образования: проблемы и перспективы
Ковтуненко Л. В., Ковтуненко А. Б. Цифровая трансформация ведомственного профессионального образования: проблемы и перспективы развития // Пенитенциарная наука. 2025. Т. 19, № 1 (69). С. 108–114. doi 10.46741/2686-9764.2025.69.1.013
Статья посвящена проблеме цифровой трансформации ведомственного профессионального образования. Актуальность исследования обусловлена активным внедрением цифровых технологий в образование, созданием в вузах цифровой среды, применением в процессе обучения и воспитания цифровых инструментов, что не только способствует повышению эффективности образовательного процесса, но и рождает проблемы, ставит новые вызовы перед наукой и педагогическим сообществом. Цель: провести теоретический анализ цифровой трансформации ведомственного образования, выявить положительные и негативные аспекты данного процесса, рассмотреть проблемы и перспективы образовательного процесса с использованием цифровых инструментов, рассмотреть педагогическую целесообразность интеграции цифровых ресурсов в систему ведомственного образования. Методы: анализ научной литературы, систематизация и интерпретация результатов исследования. Результаты: выявлено, что цифровая трансформация открывает перед образованием бесспорные преимущества в организации современного образовательного пространства, насыщении его возможностями, предоставляемыми цифровыми технологиями, для индивидуализации обучения, введения интерактивных методов обучения, в расширении возможностей в самореализации и самоактуализации, использовании сетевой формы обучения, позволяющей привлекать к обучению лучших специалистов, ученых и экспертов в области пенитенциарной науки. Однако цифровая трансформация формирует и новые вызовы, требующие нестандартных решений и инновационных стратегий для преодоления проблем, с которыми сталкиваются ведомственные вузы и педагоги, в частности подготовки педагогического состава к использованию технологий, кибербезопасности. Выводы: учитывая определенные вызовы, с которыми сопряжена цифровая трансформация, остановить развитие технологического процесса невозможно. Будущее образования связано с активным внедрением технологий виртуальной реальности, искусственного интеллекта, фиджиталтехнологий. Педагоги должны быть готовы к тому, что цифровая трансформация образования – процесс непрерывный, но его эффективность и качество во многом определяются гармоничным взаимодействием технических инноваций с педагогической целесообразностью.
Ключевые слова: Цифровая трансформация; цифровые технологии; ведомственная образовательная организация; курсант; цифровая образовательная среда; цифровая культура; педагогическая целесообразность
2. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // HomoCyberus. 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019?ysclid=m78y5r4qkj123549906 (дата обращения: 02.09.2024).
3. Чикова О. А. Цифровая трансформация содержания педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 3 (73). С. 22–39.
4. Ковтуненко Л. В. Инновации как фактор развития цифровой образовательной среды вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2024. № 1. С. 47–50.
5. Ковалев О. Г., Вилкова А. В., Швырев Б. А. Методология формирования знаний об информационной и компьютерной безопасности учреждений УИС // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2022. № 4. С. 25–27.
6. Бобунова А. С., Сергеева М. Г. Классификация и внедрение технологий на базе искусственного интеллекта в обучение иностранному языку в вузе // Концепт. 2024. № 5. С. 25–37.
7. Оn the issue of the level of estimation for professional mobility of the future expert in the field of operating security / E. N. Brukhov, L. V. Kovtunenko, E. V. Kalach, O. E. Melnik // Journal of Physics: Conference Series : II INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE ON APPLIED PHYSICS, INFORMATION TECHNOLOGIES AND ENGINEERING. Krasnoyarsk, 2020. Volume 1691. P. 12010.
8. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. 2-е изд., стер. М., 2018. 375 с.
9. Ковтуненко Л. В. О роли педагога в современной системе образования: информация к размышлению // Траектория развития субъектов образовательного процесса : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Воронеж, 2024. С. 39–44.
10. Каменева И. Ю. Педагогические проблемы цифрового образования в контексте личностного подхода // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/55PDMN621.pdf (дата обращения: 09.09.2024).
11. Ковтуненко Л. В. Инновационные подходы к проблеме формирования культуры студенческой молодежи в классическом университете // Язык и культура. 2023. № 62. С. 254–262.
12. Зауторова Э. В. Проявление эмоционального интеллекта у сотрудников уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2024. № 3. С. 14–17.
13. Ковтуненко Л. В., Ковтуненко А. Б. Образ образовательной среды ведомственной организации и профессиональная идентичность будущего сотрудника // Пенитенциарная наука. 2024. Т. 18, № 1 (65). С. 102–107.