Психологические аспекты анализа и оценки современного состояния кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы
Калужина М. А., Пухарева Т. С. Психологические аспекты анализа и оценки современного состояния кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы // Пенитенциарная наука. 2024. Т. 18, № 4 (68). С. 434–442. doi 10.46741/2686- 9764.2024.68.4.010
Проблема кадрового дефицита в уголовно-исполнительной системе носит комплексный характер, требует реализации экономических, воспитательных, организационно-правовых и иных мер. В решении данной проблемы важная роль принадлежит исследованиям различных отраслей научного знания. В частности, прикладным потенциалом обладает психологическое изучение кадрового состава с целью определения личностно-профессиональных качеств сотрудников, их профессиональных установок, необходимых для решения сложных задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Целесообразна разработка новых подходов к исследованию условий труда и быта квалифицированных работников в современных условиях рынка труда. Цель: изучить представления о профессиональной сфере жизни сотрудников уголовно-исполнительной системы на примере Южного федерального округа Российской Федерации, определить их обобщенный личностный профиль, выявить профессиональные установки и мнения относительно индивидуальной профессиональной карьеры и актуальных проблем правового института кадрового комплектования ФСИН России в целом; определить риски потенциальной текучести кадров, произвести их оценку посредством выявления признаков, влияющих на данное социальное явление. Методы: теоретический, сравнительный анализ, онлайн-опрос, статистический метод, метод ранжирования. Результаты: весомую роль играют методики изучения претендента на службу в уголовно-исполнительной системе с учетом современных реалий функционирования исправительных учреждений. Важны своевременная оценка потенциальной текучести кадров, определение признаков, влияющих на субъективную установку сотрудника. К числу признаков отнесены гарантированная уверенность в завтрашнем дне, престижность службы в уголовно-исполнительной системе, ее социальное одобрение, конкурентно способный уровень денежных выплат, социальных гарантий. Необходимо уделять внимание мотивации служения у сотрудников исправительных учреждений, способности выполнять ими миссию по реабилитации и адаптации преступников в социуме. Выводы: эффективность российской пенитенциарной системы должна напрямую зависеть от решения ключевой задачи – кадрового комплектования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (подбор кандидатов на службу, отбор и расстановка кадров, адаптация, превенция текучести кадров).
Ключевые слова: Безопасность общества и государства; кадровое обеспечение; уголовно-исполнительная система; текучесть кадров; сотрудник уголовно-исполнительной системы; карьерные ориентации; личностно-профессиональные качества
2. Кочкина О. В. Организационно-правовая деятельность по кадровому комплектованию сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. 257 с.
3. Брыков Д. А. Современное состояние кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы // Человек: преступление и наказание. 2022. Т. 30 (1–4), № 2. С. 188–196.
4. Долинин А. Ю. Понятие, виды и основные факторы возникновения кадровых рисков в уголовно-исполнительной системе // Человек: преступление и наказание. 2022. Т. 30 (1–4), № 1. С. 48–57.
5. Брыков Д. А., Долинин А. Ю., Паршков А. В. Роль руководителей и кадровых аппаратов в комплектовании и социально-психологической адаптации кадров уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2020. № 3 (52). С. 106–110.
6. Злотников С. А., Колесова А. В. Кадровое обеспечение Федеральной службы исполнения наказаний на примере УФСИН России по Вологодской области: проблемы и пути их решения // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 1. С. 23–29.
7. Соколова Е. А. Педагогические аспекты функционирования института пробации в России: к постановке вопроса // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 3. С. 52–57.
8. Старостин С. А., Анискина Н. В. Служба пробации в России: выбор политики и перспективы развития // Пенитенциарная наука. 2022. Т. 16, № 2 (58). С. 204–212.
9. Ермасов Е. В. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере исполнения уголовных наказаний при введении пробации // Уголовно-исполнительное право. 2023. Т. 18 (1–4), № 2. С. 200–210.
10. Смирнова И. Н., Борисенко И. В. Некоторые аспекты профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы // Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 216–219.
11. Шредер О. Б. К вопросу о психологических механизмах текучести кадров и нематериального стимулирования личного состава уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Прикладная юридическая психология. 2023. № 2 (63). С. 129–138.
12. Кириллова Т. В., Пашукова А. Д. Профессиональная компетентность сотрудников уголовно-исполнительной системы, работающих с осужденными – бывшими работниками судов и правоохранительных органов // Психология и право. 2023. Т. 13, № 1. С. 64–76.
13. Суслов Ю. Е., Кулакова С. В., Левицкая Л. В. Специфические признаки потенциального вовлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в преступления коррупционной направленности // Психология и право. 2024. Т. 14, № 1. С. 121–139.
14. Казберов П. Н. Содержательные аспекты психологической подготовки оперативных сотрудников ФСИН России к работе с осужденными за террористическую деятельность // Психология и право. 2023. Т. 13, № 4. С. 70–82.
15. Горностаев С.В. Психологические препятствия формированию лояльности сотрудников уголовно-исполнительной системы профессионально-служебным группам // Психология и право. 2023. Т. 13, № 1. С. 40–50.
16. Калужина М. В., Пухарева Т. С. Психология оперативно-розыскного противодействия противоправному поведению : моногр. Краснодар, 2023. 238 с.
17. Моторова Н. В. Стратегия подготовки кадров как элемент кадровой политики ФСИН России и задачи образовательных организаций по ее реализации // Пенитенциарная наука. 2022. Т. 16, № 1 (57). С. 66–76.
18. Зауторова Э. В., Кевля Ф. И. Характеристика психологического благополучия сотрудников в зависимости от срока службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 8. С. 57–66.
19. Зауторова Э. В. Психологическая устойчивость сотрудников, несущих службу с оружием, в зависимости от выслуги лет в уголовно-исполнительной системе // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 1 (92). С. 15–20.
20. Boag E., Wilson D. Inside experience: Engagement empathy and prejudice towards prisoners // Journal of Criminal Psychology. 2014. Vol. 4 (1). Pp. 33–43.
21. Minoura S. Offender Rehabilitation Reform in Japan: Effective Cooperation between Professional and Volunteer Probation Officers // International Journal of Law, Crime and Justice. 2018. Vol. 54. Рp. 111–120.
22. Tyler T.R., Shultz J. Procedural Justice and the Future of Corrections // Annual Review of Law and Social Science. 2017. Vol. 13. Рp. 299–320.
23. Kratcoski P.C., Das D.K. Police Education and Training in a Global Society. Lexington Books, 2007. 430 p.
24. Carrie К. Prison Officer Training in Scotland and Norway: is it Fit for Purpose // Prison Service Journal. 2023. № 267. Pp. 38–42.
25. Ricciardelli R. Correctional Officer Recruitment in Canada’s Federal Prison System: An Analysis from the Perspective of the Correctional Officer Correctional Officer Recruitment in Canada’s Federal Prison System: An Analysis from the Perspective of the Correctional Officer // Prison Service Journal. 2023. № 267. Pp. 56–65.