Дискреционные полномочия в сфере публичного управления и принципы их реализации в деятельности уголовно- исполнительной системы
Нагорных Р. В. Дискреционные полномочия в сфере публичного управления и принципы их реализации в деятельности уголовно-исполнительной системы // Пенитенциарная наука. 2024. Т. 18, № 4 (68). С. 428–433. doi 10.46741/2686-9764.2024.68.4.009
Статья посвящена актуальным проблемам применения дискреционных полномочий носителями публичной власти в современных условиях развития государства и общества, а также исследованию базовых принципов применения административного усмотрения в деятельности уголовно-исполнительной системы. Целью статьи является освещение теоретических и прикладных проблем в области административного усмотрения в деятельности органов и должностных лиц публичной администрации в целом и уголовно-исполнительной системы в частности. Методологическую основу работы образуют общенаучные и частнонаучные (историко-правовой, сравнительно-правовой, описательный, контент-анализа) методы познания правовой действительности. Обосновываются выводы о том, что в настоящее время проблема административного усмотрения в деятельности публичной администрации приобретает новое значение. В условиях постоянного расширения сферы публичного управления, его усложнения, многозадачности и ситуационной неопределенности принятие даже внешне законного решения в перспективе может повлечь неблагоприятные последствия, которые на момент принятия управленческого решения не являются очевидными либо являются трудно прогнозируемыми. В связи с этим возникает вопрос об установлении правовых границ (ориентиров) для действий органов публичной администрации при реализации полномочий в рамках административного усмотрения. Такими ориентирами должны стать закрепленные в законодательстве административно-правовые принципы деятельности органов публичной администрации в сфере осуществления различных направлений подзаконной административной деятельности, в том числе в области подзаконного нормотворчества, принятия управленческих актов общего действия, индивидуальных правоприменительных актов, административных договоров и т. д. Одним из главных преимуществ использования дискреционных полномочий в деятельности уголовно-исполнительной системы является их способность обеспечивать гибкость и адаптивность выработки и принятия управленческих решений, поиск и апробацию новых передовых форм и методов управления. Научная и практическая значимость работы состоит в обосновании положений о том, что дискреционные полномочия играют важную роль в совершенствовании деятельности ФСИН России, позволяют ей адаптироваться к изменяющимся условиям, обеспечивать законность и справедливость в принятии управленческих решений. При этом для исключения злоупотреблений и несправедливых решений дискреционные полномочия должны быть ограничены и контролируемы, то есть применяться с соблюдением принципов прозрачности, ответственности и контроля.
Ключевые слова: Административное право; дискреционные полномочия; административное усмотрение; административные процедуры; уголовно-исполнительная система
2. Нагорных Р. В. О целях систематизации административного права и законодательства в условиях реализации доктрины административного конституционализма в современной России // Юридический мир. 2021. № 6. С. 50–54.
3. Старостин С. А. Административное усмотрение в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний: теоретико-доктринальное осмысление // Пенитенциарная наука. 2023. Т. 17, № 2 (62). С. 196–202.
4. Exercise of Discretionary Powers by Administrative Authorities: Recommendation No.R(80)2 Adopted by the Committee of Ministers of the Council of Europe on 11 March 1980, and Explanatory Memorandum. URL: https://rm.coe.int/16804f22ae (дата обращения: 25.10.2024).
5. Соловей Ю. П. Дискреционный характер административного акта как обстоятельство, исключающее судебную проверку его законности // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 4. С. 72–99.
6. Андриянов В. Н. К проблеме формирования в административном праве принципов государственного управления // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : сб. ст. по материалам X юбилейной междунар. науч.-практ. конф. (Сорокинские чтения), Санкт-Петербург, 22 марта 2019 г. / под общ. ред. А. И. Каплунова. СПб., 2019. С. 44–48.
7. Нагорных Р. В. Государственная служба в правоохранительной сфере и ее основные признаки // Пенитенциарная наука. 2020. Т. 14, № 4 (52). С. 507–513.
8. Анискина Н. В., Мельникова Н. А. Административная юрисдикция учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в свете нового проекта КоАП РФ // Административное право и процесс. 2023. № 7. С. 17–23.
9. Кириловский О. В., Мельникова Н. А. Правовое регулирование мер социальной защиты в отношении защищаемых лиц из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы и пути его совершенствования // Вестник Пермского института ФСИН России. 2020. № 2 (37). С. 78–83.
10. Профессиональное обучение граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации : учеб. пособие : в 2 т. 2-е изд., испр. и доп. / под общ. ред. И. А. Янчука. Вологда, 2021. Т. 1. С. 183–217.
11. Оботурова Н. С. Идея прав человека: современные вызовы и тенденции развития // Пенитенциарная система России в современных условиях развития общества: от парадигмы наказания к исправлению и ресоциализации : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (Вологда, 9–11 декабря 2021 г.) / под общ. ред. В. Н. Некрасова : в 3 ч. Вологда, 2022. Ч. 2. С. 67–74.
12. Оботурова Н. С. Проблема духовной безопасности современного общества // Всероссийский научно-практический журнал социальных и гуманитарных исследований. 2023. № 1 (8). С. 80–86.
13. Нагорных Р. В., Васильева Я. В., Мельникова Н. А. Проблемы модернизации кадрового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы в условиях становления доктрины административного конституционализма в современной России // Пенитенциарная наука. 2021. Т. 15, № 4 (56). С. 791–801.