Психологические критерии исправления осужденных: возможность разработки и проблемы внедрения
Щербаков Г. В., Баламут А. Н., Кряжева С. Г. Психологические критерии исправления осужденных: возможность разработки и проблемы внедрения // Пенитенциарная наука. Т. 18, № 2 (66). С. 196–203. doi 10.46741/2686-9764.2024.66.2.010.
в статье осуществлен теоретический анализ имеющихся научных разработок
по вопросам актуальности применения психологических критериев исправления осужденных. Цель: на основе анализа научной литературы и практических исследований систематизировать психологические критерии исправления осужденных с последующим анализом
проблемы их внедрения. Методы: в ходе изучения психологических критериев исправления
осужденных использовались методы теоретического исследования (аналитический, аксиоматический, формализации и др.), а также анализ научных источников. Результаты: осуществлен теоретико-методологический анализ научных разработок по вопросам актуальности
применения психологических критериев исправления осужденных. Вывод: в настоящее
время проблема разработки и применения психологических критериев оценки степени исправления осужденных является одной из наиболее актуальных в пенитенциарной науке. Они
должны быть максимально точными и учитывать не только внешнее положительное поведение
осужденного, но и комплекс иных факторов, дополняющих общую характеристику его личности, к которым можно отнести и наличие социально полезных связей, и условия проживания
после освобождения, и трудовую занятость, и др. Авторами подчеркивается возрастающая
роль проводимых психологических мероприятий (с учетом научно обоснованных психологических критериев оценки исправления осужденных) во взаимодействии с различными отделами и службами исправительного учреждения, общественностью и иными социальными
институтами и организациями. В этой связи психологические критерии исправления осужденных выступают своего рода индикаторами (маркерами), способствующими более полному пониманию личности осужденного и адресному реагированию помогающего специалиста
с использованием психолого-педагогических мер воздействия на него в допенитенциарный,
пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.
Ключевые слова: психологические критерии исправления; исправительные учреждения; осужденные; ресоциализация; пенитенциарная система; уголовно-исполнительная система.
2. Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. М., 2009. 512 с.
3. Ребер А. Большой толковый психологический словарь : в 2 т. М., 2000. Т. 1. 592 с.
4. Поздняков В. М. Личность преступника и исправление осужденных (историко-психологический очерк) : учеб.
Пособие. Домодедово, 1998. 70 с.
5. Шмаров И. В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания. М., 1974. 136 с.
6. Терехин В. И., Чернышов В. В. Факторный анализ и прогнозирование постпенитенциарной пре-ступности в регионах Российской Федерации : учеб. пособие / под общ. ред. А. П. Комкова. Рязань ; М., 2022. 106 с.
7. Дебольский М. Г. Проблемы риска рецидива при условно досрочном освобождении осужден-ных // Психология
и право. 2014. № 1. С. 38–44.
8. Ананьев О. Г., Щербаков Г. В. Ресоциализация и социальная адаптация в уголовно-исполнительной системе :
учеб. пособие / под общ. ред. В. Ю. Трофимова. Рязань, 2013. 176 с.
9. Использование психологических критериев оценки исправления осужденных в условиях реали-зации системы «социальных лифтов» : учеб.-метод. пособие / А. Н. Кузьмин, П. Н. Казберов, А. В. Новиков, Д. Н. Слабкая,
В. В. Новиков, Д. Е. Дикопольцев ; под общ. ред. А. В. Новикова. М., 2013. 49 с.