Составляющие педагогической культуры преподавателей образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний
Кириллова Т. В. Составляющие педагогической культуры преподавателей Федеральной службы исполнения наказаний // Пенитенциарная наука. 2024. Т. 18, № 2 (66). С. 219–228. doi 10.46741/2686-9764.2024.66.2.013
статья посвящена проблеме повышения профессионально-педагогической
культуры преподавателей образовательных организаций ФСИН России. Актуальность исследования обусловлена недостаточностью научного осмысления сущности, содержания и
структуры данного феномена в контексте деятельности ведомственных образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы, трудностями, испытываемыми преподавателями при самоанализе и планировании своего профессионального развития. Цель: провести
анализ научных представлений о содержании понятий «педагогическая культура», «профессионально-педагогическая культура» и «педагогическое мастерство», выявить структурные
составляющие профессионально-педагогической культуры преподавателя ведомственного
вуза. Методы: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, систематизация психологопедагогической литературы) и эмпирические (наблюдение, опрос, обобщение педагогического опыта). Результаты: структура педагогической культуры преподавателей образовательных организаций ФСИН России представлена через выявленные этапы педагогической
деятельности и умения, необходимые на каждом выделенном этапе. Первый этап связан с
решением психолого-педагогических задач по изучению и диагностике обучающихся, их потребностей и запросов, их интересов, определением комплекса воспитательных и образовательных целей, педагогическим целеполаганием, второй – с планированием, третий – практическим осуществлением намеченных планов, четвертый – анализом педагогических задач,
критической оценкой проделанной педагогической работы, преподавательской деятельности. Выводы: предложенная структура педагогической культуры преподавателя образовательной организации ФСИН России, определяемая через выявление этапов педагогической
деятельности и педагогических умений, необходимых на каждом выделенном этапе, может
оказать практическую помощь преподавателям при организации саморазвития, самообразования, самоанализа, самовоспитания, определении уровня своей педагогической зрелости, педагогического мастерства и культуры.
Ключевые слова: профессиональная деятельность; преподаватели; педагогическая культура; педагогические умения; образовательные организации ФСИН России; уголовноисполнительная система.
2. Терещенко Г. Ф. Особенности педагогической культуры преподавателя вуза // Профессионально-личностное
развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы : сб. тр. конф. Тамбов, 2016. 496 с.
3. Кузнецова Л. В. Педагогические основы подготовки преподавателя вуза в современной системе высшего образования Великобритании, Шотландии и России : автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2001. 23 с.
4. Матушанский Г. У. Система непрерывного профессионального образования преподавателя высшей школы : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Калуга, 2003. 44 с.
5. Соломко Л. И. Педагогические условия непрерывного образования преподавателей высшей школы : автореф.
дис. … канд. пед. наук. Казань, 1998. 18 с.
6. Сорокопуд Ю. В. Развитие системы подготовки преподавателей высшей школы : автореф. дис. … д-ра пед. наук.
М., 2012. 40 с.
7. Акиндинов В. А. Повышение эффективности педагогической деятельности профессорско-преподавательского
состава высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации : автореф. дис. … д-ра
пед. наук. М., 2005. 47 с.
8. Желтобрюх С. П. Развитие педагогического профессионализма преподавателя военного учебного заведения :
автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ярославль, 2002. 38 с.
9. Нагорный Е. А. Педагогическая культура и профессионализм преподавателя высшей военной школы, пути их совершенствования и развития // Актуальные исследования. 2020. № 21 (24). С. 119–124.
10. Рябуха Е. В., Калягин В. Н. Педагогическая культура преподавателя военного института: понятие, структура
и пути совершенствования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 280–283.
11. Караванов А. А., Устинов И. Ю. Исследование феномена профессионально-педагогической культуры преподавателя военного вуза: история и современность // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 4. С. 62–79.
12. Ахмедов В. Х. Развитие профессиональных умений и навыков у преподавателей военных вузов в ходе переподготовки и повышения квалификации : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2010. 24 с.
13. Быков А. К. Теория и практика развития педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы :
автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2000. 54 с.
14. Лазукин А. Д. Развитие теории и практики профессионально-педагогической подготовки преподавателей образовательных учреждений МВД России : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2001. 59 с.
15. Сердюк С. Ф. Теоретико-прикладные основы совершенствования профессионального мастерства преподавателей вузов МВД России : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Воронеж, 2002. 45 с.
16. Шатохина Л. В., Калашникова М. М., Сочивко Д. В. Проблема прогностического развития педагогической
культуры преподавателей в системе образовательных организаций // Человек: преступление и наказание. 2018.
Т. 26 (1–4), № 4. С. 495–499.
17. Кириллова Т. В. Воспитательное пространство образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 4. С. 130–134.
18. Кузнецов М. И., Кириллова Т. В. О мерах по совершенствованию подготовки научно-педагогических кадров для
научных и образовательных организаций ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика,
управление. 2022. № 4. С. 22–24.
19. Кириллова Т. В. Системно-личностный подход к повышению профессионального мастерства преподавателей
образовательных организаций высшего образования ФСИН России // VII Педагогические чтения, посвященные
памяти профессора С. И. Злобина : сб. материалов : в 3 т. / сост. А. И. Согрина. Пермь, 2021. Т. 3. С. 59–64.
20. Кириллова Т. В. Коммуникативная компетентность преподавателей как фактор повышения качества профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия : сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. / сост. В. А. Овченков. Пермь, 2020. Т. II. 305 с.
21. Кириллова Т. В., Кузнецов М. И. О совершенствовании деятельности образовательных организаций ФСИН России // Перспективы науки. 2019. № 4 (115). С. 207–209.
22. Кириллова Т. В. К вопросу о содержании понятия профессиональной культуры преподавателей образовательных организаций ФСИН России // Вопросы педагогики. 2021. № 1-1. С. 106–109.
23. Ходякова Н. В. Личностный подход к формированию информационной культуры выпускников вуза : автореф.
дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 1996. 17 с.
24. Барабанщиков А. В., Муцынов С. С. Проблемы педагогической культуры: о педагогической культуре преподавателя высшего военного учебного заведения. М., 1980. 208 с.
25. Столяренко Л. Д. Основы психологии : учеб. пособие. М., 2012. 458 с.
26. Иванова Т. В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе (на материале
дисциплин педагогического цикла) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1991. 19 с.
27. Калеева З. Н. Профессиональная компетентность и педагогическая культура преподавателя высшей школы как
показатель качества образовательного процесса // Военный научно-практический вестник. 2015. № 1 (2). С. 90–92.
28. Исаева Т. Е. Педагогическая культура учителя как условие и показатель качества образовательного процесса в
высшей школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003. 17 с.
29. Костенок П. И., Панасенко Ю. А. Профессионально-педагогическая культура преподавателя военного ВУЗа:
сущность, структура, содержание, особенности и условия развития // Вестник Таджикского национального университета. 2018. № 1. С. 208–214.
30. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. М., 2004. 176 с.
31. Бенин В. Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа, 1997. 178 с.
32. Костина Н. Н. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателя высшей школы США : автореф.
дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2000. 17 с.
33. Золотухина Е. Н., Червова А. А. Сущность и основные компоненты педагогической культуры преподавателя высшей школы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. № 4. С. 56–58.