Образ образовательной среды ведомственной организации и профессиональная идентичность будущего сотрудника
Ковтуненко Л. В., Ковтуненко А. Б. Образ образовательной среды ведомственной организации и профессиональная идентичность будущего сотрудника // Пенитенциарная наука. 2024. Т. 18, № 1 (65). С. 102–107. doi 10.46741/2686-9764.2024.65.1.012.
Введение: статья посвящена проблеме профессиональной средовой идентичности сотрудника (курсанта), обучающегося в ведомственном учебном заведении. Актуальность
исследования обусловлена трудностями профессионального самоопределения будущего
сотрудника. Профессиональная сформированность и зрелость ценностной ориентации и
убеждений курсантов обеспечат им в будущем не только успешную психологическую адаптацию к службе, но и эффективность выполняемой профессиональной деятельности. Цель:
провести анализ профессиональной идентичности сотрудника, выявить статус профессиональной средовой идентичности будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы в
период обучения в ведомственном вузе. Методы: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, систематизация психолого-педагогической литературы) и эмпирические (наблюдение, опрос, интерпретация результатов) методы исследования. Результаты: выявлено, что
курсанты первого и четвертого курсов имеют существенные различия в статусе профессиональной идентичности. Если у первокурсников он предрешенный, сформированный под воздействием социальной среды и внешних обстоятельств, то у выпускников преимущественно
достигнутый: они осмысленно определяют значимость своей профессиональной деятельности, имеют позитивную направленность на предстоящую службу. Уровень «мораторий» выявлен у 16 % выпускников. Выводы: профессиональная идентичность сотрудника имеет нестабильный, временный характер, реагирует на изменения, происходящие в профессиональной
среде и личной жизни. В связи с этим возникает потребность в формировании профессиональной средовой идентичности у курсантов в период обучения.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; сотрудник; ведомственная организация; курсант; образовательная среда; профессиональная средовая идентичность.
2. Cinirella М. The Concept of Possible Social Identities // European Journal of Social Psychology. 1998. № 2. Pр. 227–248.
3. Dannon W. Social Cognition and Child Development. Washington, 1978. 352 p.
4. Doise W. Levels of Explanation in Social Psychology. Cambridge, 1986. 183 p.
5. Fiske S. Schema-triggered Affect: Application to Social Perception // Affect and Cognition. The Seventeenth Annual
Carnegie Symposium on Cognition : collection of reports / ed. Clark M., Friske S. N.Y., 1982. 357 p.
6. Fiske S., Tаylor Sh. Social Cognition. N.Y., 1994. 632 p.
7. Flavell J. H., Ross Le. Social Cognitive Development. Cambridge, 1981. 322 p.
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1981. 917 с.
9. Большая психологическая энциклопедия / А. Б. Альмуханова и др. URL: https://rus-big-psyho.slovaronline.com
(дата обращения: 20.12.2023).
10. Энциклопедия по истории философии. URL: https://velikanov.ru/philosophy/identichnost’.asp (дата обращения:
20.12.2023).
11. Мид Д. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль / сост. Е. И. Кравченко.
М., 1994. 495 с.
12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 344 с.
13. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 2010. 352 с.
14. Ставропольский Ю. В. Модели этнокультурной идентичности в современной американской психологии // Вопросы психологии. 2003. № 6. С. 112–118.
15. Ковтуненко Л. В. Концепция ресоциализации несовершеннолетних осужденных в педагогической среде воспитательной колонии : дис. … д-ра пед. наук. Воронеж, 2018. 430 с.
16. Иванова Н. Л., Румянцева Т. В. Социальная идентичность: теория и практика. М., 2009. 453 с.
17. Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М., 2006. 400 с.
18. Озерина А. А. Разработка опросника диагностики профессиональной идентичности студентов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. № 2 (15).
С. 15–22.