Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения квалификации и самореализации преподавателей высшей школы
Батова О. С. Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения квалификации и самореализации преподавателей высшей школы // Пенитенциарная наука. 2024. Т. 18, № 1 (65). С. 108–114. doi 10.46741/2686-9764.2024.65.1.013.
Введение: статья посвящена теоретическому анализу правовых актов, регламентирующих проведение конкурсов профессионального мастерства преподавателей высшей школы, также рассмотрены конкретные управленческие и педагогические конкурсные практики.
Определена классификация конкурсов профессионального мастерства в зависимости от содержания, способа проведения, охвата по территории и категории участников. Исследуется
ценность конкурсного движения как для преподавателя, так и для системы высшего образования в целом, определяется значимость участия в конкурсе для подтверждения экспертности
педагога, а также включения кандидатуры участника в резерв на вышестоящие должности.
Автор, имея успешный опыт участия в конкурсах профессионального мастерства различного
уровня, а также в качестве эксперта в конкурсных комиссиях, предлагает рекомендации по
организации конкурсных мероприятий и участию педагогов в целях повышения мотивации
к дальнейшему профессиональному росту. Цель: на основе проведенного теоретического и
эмпирического исследования определить участие преподавателя высшей школы в конкурсах профессионального мастерства как неформальный способ повышения квалификации.
Методы: поставленная цель определила необходимость использования методов обобщения,
анализа, в том числе сравнительного, систематизации, прогнозирования и моделирования.
Выводы: выявлены достоинства профессиональных конкурсов в части осмысления педагогами собственного опыта, что необходимо для последующей самореализации; определено,
что участие в конкурсах профессионального мастерства не только обеспечивает педагогу
высшей школы выполнение обязательного требования о повышении квалификации, но и позволяет выстраивать индивидуальную траекторию профессионального развития с учетом
полученного опыта проектной деятельности и приобретенных мягких навыков; современные
конкурсы профессионального мастерства позволяют получить практический опыт работы,
как правило командной, в условиях ограниченности ресурсов и времени.
Ключевые слова: повышение квалификации; профессиональные конкурсы; высшая школа; педагог; педагогическое мастерство; профессиональная компетенция.
школы // Человек. Общество. Культура. Социализация : материалы XIX Междунар. молодежной науч.-практ. конф.
(Уфа, 20 апреля 2023 г.). Уфа, 2023. С. 221–224.
2. Ефимова Г. З., Сорокин А. Н., Грибовский М. В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 1. С. 202–230.
3. Гварлиани Т. Е., Фролова Н. Е. Передовой российский опыт в современной системе образования // Лучшие практики победителей Всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей школы» : сб. науч. ст. VI Нац. науч.-практ.
сессии. М., 2023. С. 49–55.
4. Shimada S. The mutual transmission of knowledge and competencies between generations: An enabler of
dynamic capabilities // Proceedings of the 12th European Conference on Knowledge Management (ECKM 2011).
URL: ECKM_2011-booklet.pdf (дата обращения: 19.01. 2024).
5. Танцура Т. А. Преобразование структуры профессиональных компетенций преподавателя вуза в аспекте требований современной эпохи // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. Т. 13, № 2. С. 122–125.
6. Шафоростова Е. Н. Основные компоненты профессиональных компетенций педагогов // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : материалы XXIII Междунар.
науч.-практ. конф. (Челябинск, 20 апреля 2022 г.). Челябинск, 2022. С. 28–33.
7. Ковшова А. А. Конкурсы педагогического мастерства как инструмент профессионального развития педагога //
Концепт. 2021. № 7. С. 1–12.
8. Зауторова Э. В., Бодрова Е. В. Практико-ориентированное обучение в образовательных организациях высшего
образования ФСИН России // Пенитенциарная наука. 2021. Т. 15, № 3 (55). С. 575–584.
9. Лунькова Н. В. Положительный педагогический опыт проведения аудиторных занятий профессорско-преподавательским составом Академии ФСИН России в рамках конкурса «Преподаватель года» // Подготовка кадров в
системе ведомственного профессионального образования ФСИН России: от истории к современности (к 50-летию высшего учебного заведения) : сб. материалов науч.-метод. конф. (Рязань, 19–20 марта 2020 г.). Рязань, 2020.
С. 111–116.
10. Конкурс профессионального мастерства как средство оценки профессиональных достижений сотрудника /
В. В. Морозов, А. А. Виноградов, Т. С. Купавцев, А. Д. Тяпков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта.
2021. № 7(197). С. 225–229.
11. Большая советская энциклопедия. URL: https://gufo.me/dict/bse/Конкурс (дата обращения: 19.01.2024).
12. Протасевич Д. И., Тарасова И. В. Актуальные проблемы современного отечественного конкурсного проектирования // Новые идеи нового века : материалы междунар. науч. конф. ФАД ТОГУ. 2013. Т. 3. С. 295–301.
13. Положение о XIX Всероссийском профессиональном Конкурсе «Правовая Россия». URL: https://www.garant.ru/
konkurs/main_page/condition (дата обращения: 20.01.2024).
14. Малютин А. А. Конкурсы профессионального мастерства как средство творческой самореализации педагогических работников. URL: урок.рф/ library/konkursi_professionalnogo_masterstva_kak_sredstvo_073000 (дата обращения: 27.01.24).
15. Образовательный календарь. URL: https://kalendar.apkpro.ru/ (дата обращения: 19.01.2024).
16. Проект «Флагманы образования». URL: https://project.rsv.ru/flagmany(дата обращения: 23.01.2024).
17. Бывшева М. В. Рецепты развития функциональной грамотности. URL: https://vk.com/wall-188741291_7454 (дата
обращения: 23.01.2024).
18. Положение о Всероссийском конкурсе «Золотые Имена Высшей Школы». URL : https://www.spbume.ru/file/
news/5444/Polozhenie%20%282%29.pdf (дата обращения: 23.01.2024).