Моделирование как метод формирования личного будущего осужденных женщин
Зауторова Э. В. Моделирование как метод формирования личного будущего осужденных женщин // Пенитенциарная наука. 2023. Т. 17, № 4 (64). С. 451–458. doi 10.46741/2686-9764.2023.64.4.013.
статья посвящена проблемам изучения планов личного будущего осужденных женщин, а также применения метода моделирования при формировании личного будущего осужденных женского пола в условиях лишения свободы. Цель: на основе использования метода моделирования способствовать построению позитивного личного будущего осужденных женского пола. Методы: теоретический анализ литературы, методы моделирования, беседы, классификации. Результаты: для анализа планов осужденных женщин на личное будущее нами были разработаны критерии данных планов: по временной продолжительности (долгосрочные, среднесрочные, текущие), степени определения параметров (детерминированные и вероятностные), признаку планируемых действий (реактивные, инактивные, преактивные). В ходе индивидуальных бесед были выявлены три группы жизненных планов впервые осужденных женщин различного возраста на личное будущее: 1) долгосрочные, детерминированные и позитивные личные планы на будущее; 2) среднесрочные или текущие, вероятностные, инактивные; 3) отсутствует модель будущей жизни. Составление подробного плана, моделирование перспектив жизни является базовым методом влияния человека на свое будущее. Это дает возможность эффективнее построить коррекционный процесс для более успешной ресоциализации личности и адаптации ее в обществе после освобождения. Выводы: планы на будущее – это разного рода долгосрочные цели (личные либо профессиональные), рассматриваемые как реальный ориентир действий. Модель личного будущего представляет собой точное описание процесса планирования жизни, ее эскиз или ориентир. В данном исследовании применение метода моделирования при составлении личного будущего является практико-ориентированным воплощением жизненных планов осужденных женщин, что позволяет увидеть их будущую жизнь целостным процессом, а также вычленить все составляющие в их взаимосвязи. Исходя из этого, необходимо проводить специально организованную работу по изучению жизненных планов осужденных, включать их в различные коррекционные программы с целью пересмотра своих взглядов, для осознания ценности жизни, моделирования позитивного личного будущего
Ключевые слова: места лишения свободы; осужденные женского пола; воспитательный процесс; метод моделирования; позитивное будущее осужденной; личные планы.
2. Саар Ю. Р. Психологическая характеристика жизненных планов несовершеннолетних правонарушителей (на материале Эстонской ССР) : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1989. 24 с.
3. Деева Н. А. Формирование социально значимых перспектив у несовершеннолетних осужденных женского пола как средство их перевоспитания. Рязань, 1981. 96 с.
4. Деев В. Г. Психология направленности личности осужденных молодежного возраста : учеб. пособие. Рязань, 1978. 78 с.
5. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. М., 2001. 702 с.
6. Ушатиков А. И., Ганишина И. С. Психологическая типология и классификация осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России: история и современное состояние // Международный пенитенциарный журнал. 2015. № 4 (4). С. 76–81.
7. Сухов А. Н. Социально-психологические явления в среде осужденных. Рязань, 1987. 64 с.
8. Дебольский М. Г. Психологическая служба в уголовно-исполнительной системе // Отечественные записки. 2008. Т. 41, № 2. С. 210–219.
9. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). М. ; Воронеж, 1999. 224 с.
10. Адлер А. Индивидуальная психология. СПб., 2017. 165 с.
11. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М. ; Воронеж, 1997. 352 с.
12. Зауторова Э. В., Кевля Ф. И. Специфика психологической защиты у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы за преступления против личности, и коррекционно-воспитательная работа с ними // Пенитенциарная наука. 2022. Т. 16, № 1 (57). С. 107–114.
13. Столяренко Л. Д. Основы психологии : учеб. пособие. 2-е изд. Ростов н/Д, 2005. 672 с.
14. Астафьева И. Н. Критерии типологий жизненных планов // Северо-Кавказский психологический вестник. 2009. № 4. С. 73–76.
15. Даниленков В. Л. Бизнес-планирование в АПК : учебно-метод. пособие для студ. высших учеб. заведений. Калининград, 2007. 224 с.
16. Зауторова Э. В., Кевля Ф. И. Характеристика осужденных женщин, отбывающих наказание за насильственные преступления в местах лишения свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 2 (237). С. 55–61.
17. Наприс А. В. Психологическая характеристика личностных жизненных планов и их влияние на поведение осужденных молодежного возраста: на материалах исправительных колоний строгого режима : дис. … канд. психол. наук. Рязань, 1997. 220 с.
18. Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. / сост.: М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. М., 1984. Т. 4. 400 с.
19. Штофф В. А. Моделирование и философия. М. ; Л., 1966. 302 с.
20. Ганишина И. С., Русаков С. В. Жизненные планы осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии общего режима // Пенитенциарная наука. 2022. Т. 16, № 2 (58). С. 213–219.
21. Ганишина И. С., Русаков С. В. О психолого-педагогической поддержке позитивных жизненных планов осужденных в местах лишения свободы // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности : материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. (Воронеж – Бийск, 15–16 октября 2021 г.) / отв. ред. Э. П. Комарова. Воронеж, 2021. С. 98–100.
22. Зобков В. А. Отношение человека к жизнедеятельности // Экономика образования. 2015. № 2. С. 91–94.
23. Русаков С. В. К вопросу об изучении трансформации жизненных планов осужденных в местах лишения свободы // Пермский военный институт войск национальной гвардии: перспективы развития науки и технологий : сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Е. М. Русанова. Пермь, 2021. С. 322–325.
24. Недялкова Й. М. Индивидуальные особенности личности осужденного (результаты психологического исследования) // Пенитенциарная наука. 2021. Т. 15, № 2 (54). С. 321–327.