Неформальное обучение начинающих преподавателей вузов ФСИН России как фактор развития их преподавательских компетенций
Александрова Н. С., Фалеева Л. В. Неформальное обучение начинающих преподавателей вузов ФСИН России как фактор развития их преподавательских компетенций // Пенитенциарная наука. 2023. Т. 17, № 4 (64). С. 436–441. doi 10.46741/26869764.2023.64.4.011.
статья посвящена проблеме неформального обучения в контексте развития преподавательских компетенций начинающих преподавателей вузов ФСИН России для их профессиональной самореализации и педагогического саморазвития. Цель: показать значение и раскрыть потенциал неформального обучения для развития преподавательских компетенций начинающих преподавателей вузов ФСИН России. Методы: теоретический анализ литературы, методы сравнения, классификации, обобщения. Результаты: на протяжении всей жизни происходит не только формальное, но и неформальное обучение. Неформальное обучение гарантирует право доступа к образованию всех начинающих преподавателей, рассчитано на любой возраст и не предполагает непрерывную структуру обучения. У начинающих преподавателей вузов ФСИН России, имеющих юридическое или другое, но не педагогическое образование, возникают определенные сложности в обучении сотрудников, имеющих опыт работы в ведомственной структуре. Развитие преподавательских компетенций начинающих преподавателей можно рассматривать как приобретение новых педагогических навыков и опыта практической деятельности в процессе неформального обучения на рабочем месте, общения с более опытными коллегами, наставниками, руководителями. Выводы: неформальное обучение начинающих преподавателей способствует формированию профессионального отношения к педагогической деятельности, повышению самооценки, улучшает осведомленность о педагогическом поведении и особенностях поведения слушателей. Кроме того, чтобы способствовать неформальному обучению начинающих преподавателей, важно обеспечить как личные (самосознание и желание учиться), так и организационные контексты. Неформальное обучение начинающих преподавателей обладает возможностями в совершенствовании преподавательских компетенций.
Ключевые слова: обучение на протяжении всей жизни; неформальное обучение; формальное обучение; начинающие преподаватели; преподавательские компетенции; обучение взрослых.
2. Основы андрагогики / под ред. И. А. Колесниковой. М., 2003. 240 с.
3. Рукавишникова Е. Л. Некоторые аспекты обучения взрослых // Проблемы и перспективы развития образования :материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь, 2012. С. 156–158.
4. Глухов В. В., Васецкая Н. О. Смарт-образование как инструмент повышения качества профессиональной подготовки // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6, № 21. С. 8–17.
5. Jarvis P. Adult Education and Lifelong Learning: Theory and Practice. 3rd ed. London ; New York, 2004. 382 p.
6. Conner M. L., Clawson J. G. Creating a Learning Culture: Strategy, Technology, and Practice. Cambridge ; New York,2004. 351 p.
7. Graham S., Weiner B. Theories and principles of motivation // Handbook of educational psychology. New York, 1996.Pp. 63–84.
8. Knowles M. S., Holton III E. E., Swanson R. A. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. 6th ed. London ; New York, 2005. 378 p.
9. Алехин И. А., Казакова У. А., Майстренко В. В. Образовательная среда вуза как ресурс научного и профессионально-педагогического развития преподавателя // Мир образования – образование в мире. 2015. № 2 (58).С. 35–39.