Педагогический потенциал режима как средства исправления осужденных
Панова О. Б. Педагогический потенциал режима как средства исправления осужденных // Пенитенциарная наука. 2023. Т. 17, № 3 (63). С. 325–336. doi 10.46741/2686-9764.2023.63.3.011.
Введение: статья посвящена выявлению и характеристике педагогических возможностей режима как средства исправления осужденных. Представлен научный взгляд на сущность и структуру педагогического потенциала режима, а также выделены его компоненты, каждый из которых призван способствовать возможности сотрудников исправительных учреждений транслировать нормативно определенную модель порядка исполнения и отбывания лишения свободы, содействовать усвоению режимных требований осужденными. Педагогический потенциал режима рассмотрен как совокупность ресурсов, продуктивность использования которых во многом определяется готовностью и подготовленностью сотрудников уголовноисполнительной системы к педагогической деятельности, а также состоянием материальнотехнической базы для проведения воспитательной работы в исправительном учреждении. Цель: раскрыть сущность и содержание педагогического потенциала режима как средства исправления осужденных к лишению свободы; выявить и охарактеризовать условия его продуктивного использования в свете современного уголовно-исполнительного законодательства и с учетом научных достижений в исследуемой области знания. Методы: сравнительноисторический анализ, анализ документов, монографический метод, структурный анализ, метод дедукции, логическое обобщение и др. Результаты: раскрыта сущность понятия «педагогический потенциал режима как средства исправления осужденных к лишению свободы» и предложено его определение; представлены основные структурные компоненты исследуемого феномена; названы и охарактеризованы условия, от которых зависит успешность использования воспитательных возможностей, присущих режиму. Определены перспективы исследования педагогического потенциала режима в аспекте важности применения индивидуального и дифференцированного подходов в исправительном процессе.
Ключевые слова: средство исправления; режим; педагогический потенциал; воспитание; воспитательная работа; педагогический процесс; обучение; качества личности; методы воспитания; педагогическая деятельность; психологические механизмы.
2. Фойницкий И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. СПб., 1898. 517 с.
3. Познышев С. В. Очерки тюрьмоведения. М., 1915. 296 с.
4. Познышев С. В. Основы пенитенциарной науки. М., 1923. 342 с.
5. Лучинский Н. Ф. Основы тюремного дела. СПб., 1904. 180 с.
6. Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. М., 1983. Т. 1. 368 с.
7. Бабаян С. Л. Правовое регулирование применения мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных к лишению свободы : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2003. 28 с.
8. Галкин М. М. Дисциплинарная ответственность осужденных как средство борьбы с нарушениями режима в воспитательно-трудовых колониях : дис. … канд. юрид. наук. М., 1985. 193 с.
9. Дергачев А. В. Правовое регулирование проведения режимных мероприятий в исправительных колониях : дис. …канд. юрид. наук. Рязань, 2012. 218 с.
10. Жарких М. Н. Преступность среди осужденных в исправительных учреждениях и меры ее предупреждения : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2008. 22 с.
11. Ишигеев В. С. Пенитенциарные преступления: характеристика, предупреждение, ответственность : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Красноярск, 2004. 46 с.
12. Ветошкин С. А. Пенитенциарная педагогика как наука и область практической деятельности : дис. … д-ра пед. наук. М., 2002. 327 с.
13. Королев И. И. Обеспечение режима в исправительно-трудовых колониях (правовые и организационные вопросы) : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 1996. 19 с.
14. Вилкова А. В. Гендерная концепция и методология формирования духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных женского пола : дис. … д-ра пед. наук. Новгород, 2016. 427 с.
15. Зауторова Э. В. Нравственно-эстетическое воспитание осужденных : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2011. 47 с.
16. Ковтуненко Л. В. Концепция ресоциализации несовершеннолетних осужденных в педагогической среде воспитательной колонии : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Воронеж, 2018. 48 с.
17. Дебольский М. Г. Возможности психологической службы уголовно-исполнительной системы в реализации целей наказания // Развитие личности. 2012. № 3. С. 230–241.
18. Дмитриев Ю. А., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология. Ростов н/Д., 2007. 681 с.
19. Поздняков В. М. Реформа уголовно-исполнительной системы России и новые задачи пенитенциарной психологии // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2 (49). С. 3–6.
20. Шакиров Д. Х. Социально-философские аспекты процесса исправления осужденных в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы : автореф. дис. … канд. филос. наук. Уфа, 2004. 21 с.
21. Егорова Т. В. Словарь иностранных слов современного русского языка. М., 2014. 800 с.
22. Hobfoll S. E. Conservation of resources: A new attempt at conceptualizing stress // American Psychologist. 1989. Vol. 44, no. 3. Pp. 513–524.
23. Божинская Т. Л. Педагогический потенциал российской региональной культуры в контексте социально-философских исследований // Теория и практика общественного развития. 2010. № 2. С. 87–94.
24. Панова О. Б. Педагогическое обеспечение правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии : дис. … д-ра пед. наук. Ярославль, 2013. 489 с.
25. Байбородова Л. В., Рожков М. И. Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности. Ярославль, 2020. 367 с.
26. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 45–57.
27. Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2021 год. URL: http://duma.gov.ru›news/54763/ (дата обращения: 30.04.2023).