Контрольно-надзорные и юрисдикционные полномочия ФСИН России как направление административно-правовой охраны объектов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
Мигачев Ю. И., Анискина Н. В. Контрольно-надзорные и юрисдикционные полномочия ФСИН России как направление административно-правовой охраны объектов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Пенитенциарная наука. 2023. Т. 17, № 3 (63). С. 292–300. doi 10.46741/26869764.2023.63.3.007.
Введение: статья посвящена изучению вопросов правового регулирования юрисдикционных полномочий специальных структурных подразделений ФСИН России в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности на территориях и объектах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС). Цель настоящего исследования заключается в попытке теоретико-правового осмысления осуществления на объектах УИС контрольно-надзорной деятельности с учетом специфики сферы правореализации. Методы: общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция и дедукция), специальные методы юридической науки (сравнительно-правовой и нормативно-логический), отдельные частные методы общественных наук. Результаты: исследованы вопросы сочетания функций контроля и надзора в деятельности специальных структурных подразделений ФСИН России, обозначена их роль как одного из основных направлений административно-правовой охраны объектов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Проанализированы проблемы правового регулирования и практики реализации юрисдикционных полномочий субъектами контрольно-надзорной деятельности применительно к сфере исполнения уголовных наказаний. Выводы: сформулированы предложения в части нормативного регулирования административно-юрисдикционных полномочий специальных структурных подразделений ФСИН России. Выделены следующие черты контрольно-надзорной деятельности УИС: осуществляется с учетом специфики сферы общественных отношений, в которой реализуется; сочетает в себе элементы контроля и надзора; обладает комплексным характером действия; осуществляется специально уполномоченными структурными подразделениями ФСИН России; надзорная деятельность реализуется в рамках внешневластной деятельности уполномоченных субъектов ФСИН России, в то время как контрольная носит внутрисистемный (внутриведомственный) характер; является важнейшей формой реализации административно-юрисдикционной деятельности в рассматриваемой сфере общественных отношений.
Ключевые слова: контрольно-надзорная деятельность; административная юрисдикция; административное принуждение; уголовно-исполнительная система; ФСИН России; административная ответственность.
2. Шабанов В. Б., Щербаков А. В. Теоретико-правовые положения обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы // Актуальные вопросы обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы : материалы межвуз. круглого стола с междунар. участием, Псков, 2 декабря 2022 года. Псков, 2022. С. 138–145.
3. Смирнов Л. Б. Пенитенциарная безопасность и проблемы ее обеспечения // Уголовно-исполнительное право. 2019. № 4. С. 326–334.
4. Щербаков А. В. Проблемы организации обеспечения безопасности в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы // Человек: преступление и наказание. 2011. № 2 (73). С. 38–41.
5. Анискина Н. В. Особенности контрольно-надзорной деятельности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Материалы научно-практических столов, проведенных Северо-Западным институтом (филиалом) Университета имени О. Е. Кутафина в 2022 году : сб. / отв. ред. Ю. А. Пеганова. Вологда, 2022. С. 55–62.
6. Мартынов А. В. Административный надзор в России: теоретические основы построения : моногр. М., 2017. 183 с.
7. Ноздрачев А. Ф., Зырянов С. М., Калмыкова А. В. Реформа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля // Журнал российского права. 2017. № 9. С. 34–36.
8. Зубарев С. М. Система контроля в сфере государственного управления : моногр. М., 2019. 150 с.
9. Hofmann C. H., Rowe G. C., Turk A. H. Administrative Supervision // Administrative Law and Policy of the European Union. Oxford, 2011. Pp. 707–764.
10. Ардашкин В. Д. Меры защиты (пресечения) в советском административном праве : дис. … канд. юрид. наук. Свердловск, 1968. 282 с.
11. Зубарев С. М. Имеет ли место административное принуждение при осуществлении контроля, квазиконтроля и надзора в сфере государственного управления? // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 6 (82). С. 23–32. doi: 10.17803/2311-5998.2021.82.6.023-032.
12. Васюхно И. О. Меры административно-правового пресечения, применяемые органами внутренних дел Российской Федерации : дис. … канд. юрид. наук. М., 2018. 184 с.
13. Daley D. Administrative Responsibility and Control of the Bureaucracy: The Dog That Did Not Bite // State & Local Government Review. 1985. Vol. 17, no. 2. Pp. 195–199.
14. Анискина Н. В. Административное принуждение в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации : дис. … канд. юрид. наук. М., 2021. 247 с.
15. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь–декабрь 2021) : информ.-аналит. сб. Тверь, 2022. 436 с.
16. Ожегова Г. А. К вопросу о государственном принуждении // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 12. С. 22–28.