Актуальное состояние и перспективные направления профессионально-педагогической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с несовершеннолетними правонарушителями
Кряжева С. Г., Ковтуненко Л. В. Актуальное состояние и перспективные направления профессионально-педагогической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с несовершеннолетними правонарушителями // Пенитенциарная наука. 2023. Т. 17, № 1 (61). С. 105–114. doi: 10.46741/2686-9764.2023.61.1.012
На современном этапе развития общества все большую актуальность приобретает проблема профессионально-педагогической подготовки специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Внимание обращается на порядок подбора кандидатов на службу в учреждения уголовно-исполнительной системы, где содержится данная категория граждан, условия прохождения службы сотрудниками, систему повышения и поддержания их профессионально-педагогической компетентности. Цель: исследовать актуальное состояние профессионально-педагогической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Методы: в ходе изучения актуального состояния профессионально-педагогической подготовки сотрудников к работе с несовершеннолетними правонарушителями использовались методы теоретического исследования (аналитический, аксиоматический, формализации и др.), а также ряд эмпирических методов (наблюдение, беседа, сравнение, анкетирование, интерпретация и др.). Результаты: определено актуальное состояние профессионально-педагогической подготовки сотрудников к работе с несовершеннолетними правонарушителями (обучение в процессе служебной деятельности, профессиональная переподготовка, повышение квалификации), выделены проблемные вопросы и перспективные направления развития, представлен имеющийся опыт взаимодействия территориальных органов ФСИН России со сторонними образовательными организациями в данном направлении. Выводы: в настоящее время профессионально-педагогическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с несовершеннолетними правонарушителями осуществляется как без отрыва от служебной деятельности, так и вне ее. В воспитательных колониях и следственных изоляторах в рамках служебной подготовки организованы занятия по повышению профессионально-педагогической компетентности. В образовательных организациях ФСИН России реализуются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, включающие в себя темы (разделы, параграфы и др.), отражающие отдельные аспекты работы с несовершеннолетними. В ряде территориальных органов ФСИН России заключены договоры со сторонними образовательными организациями. Однако нельзя не признать, что, несмотря на свою актуальность, тема профессионально-педагогической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с несовершеннолетними правонарушителями в настоящее время является недостаточно изученной. В рамках представленного в статье исследования были выявлены основные проблемные вопросы, связанные, прежде всего, с организацией, систематичностью и целенаправленностью процесса обучения.
Ключевые слова: Профессионально-педагогическая подготовка; несовершеннолетние правонарушители; подозреваемые, обвиняемые и осужденные; программы дополнительного профессионального образования; следственный изолятор; воспитательная колония; уголовно-исполнительная система
2. Гурьева В. А. Подростковая психиатрия. М., 2001. 448 с.
3. Проведение психологических тренингов по выработке у несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях УИС, установок на неприятие криминальной субкультуры : метод. рекомендации / Э. В. Зауторова, М. Г. Дебольский, Н. А. Цветкова, Л. В. Резинкина, Ю. Е. Суслов, Ю. Ю. Тищенко, Е. А. Малетина, С. Г. Кряжева, О. Г. Годованец. М., 2020. 88 с.
4. Зауторова Э. В., Колдунова Д. А. Профилактика конфликтного поведения несовершеннолетних как социально уязвимой категории осужденных // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2022. № 2 (32). С. 73–76.
5. Мотова Е. В. Психологическая готовность сотрудников воспитательных колоний к работе с несовершеннолетними осужденными, склонными к деструктивному поведению // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (25–26 октября 2017 г.) / отв. ред. канд. пед. наук, доц. А. Г. Чириков. Новокузнецк, 2017. С. 231–235.
6. Ганишина И. С., Вэтра А. В. Личные особенности подозреваемых, обвиняемых и осужденных несовершеннолетних, находящихся в условиях следственного изолятора // Вестник Самарского юридического института. 2020. № 2 (38). С. 111–120.
7. Литвишков В. М., Вилкова А. В. Стимулирование у несовершеннолетних осужденных переживания за совершенное преступление // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 3 (21). С. 148–152.
8. Зауторова Э. В. Профессионально-педагогическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы к процессу нравственно-эстетического воспитания осужденных // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) : сб. тез. выступлений и докладов участников (г. Рязань, 21–23 нояб. 2017 г.) : в 8 т. Рязань, 2017. Т. 4. Ч. 1. С. 44–50.
9. Зауторова Э. В., Соболев Н. Г. Формы и методы воспитательной и психологической работы с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными : практ. рук. Вологда, 2019. 84 с.
10. Савельев А. И., Урусов А. А. Психологические особенности личности несовершеннолетних с противоправным поведением // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 2 (33). С. 54–56.
11. Анализ рецидивной преступности среди лиц, освобожденных по концу срока отбывания наказания из воспитательных колоний : аналит. обзор / Б. Г. Бовин, Ю. Е. Суслов, А. А. Кочин, С. Г. Кряжева, М. М. Москвитина, А. А. Алимов. М., 2021. 54 с.
12. Кряжева С. Г., Новиков А. В., Ковтуненко Л. В. Профессионально значимые качества сотрудников уголовно-исполнительной системы, коммуницирующих с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 3А. С. 846–859.
13. Снижение конфликтов среди осужденных, подозреваемых, обвиняемых, профилактическая работа с вышеуказанной категорией лиц : практ. рекомендации / Ю. Е. Суслов, Э. В. Зауторова, М. Г. Сергеева, М. В. Лебедев, А. А. Широкова, М. М. Москвитина, В. В. Добнич. М., 2022. 40 с.
14. Кряжева С. Г. К проблеме влияния профессионального выгорания сотрудников на эффективность педагогического сопровождения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. М., 2021. С. 168–172.