Некоторые проблемы современного юридического образования в Республике Армении и Российской Федерации
Аветисян С. С., Саргсян А. А. Некторые проблемы современного юридического образования в Республике Армении и Российской Федерации // Пенитенциарная наука. 2022. Т. 16, № 4 (60). С. 441–449. doi: 10.46741/2686-9764.2022.60.4.011
Недостатки современной системы высшего образования актуализируют важность обеспечения качественного юридического образования, способного обеспечить подготовку конкурентоспособных и востребованных юристов. Пробельность нормативно-правовой базы, отвечающей современным реалиям, в части правового регулирования юридического образования, частичная несогласованность основных образовательных программ и учебных планов высших учебных заведений, требования федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция», отсутствие законодательного регулирования вопроса о возможности обучения в магистратуре лиц без базового юридического образования, недостаточная профессиональная подготовка преподавательского состава, превалирование теоретической части подготовки юристов над практической составляющей образуют совокупность факторов, в целом снижающих эффективность подготовки и выпуска профессиональных кадров. Целью исследования является выявление совокупности факторов, в том числе законодательных пробелов, отрицательным образом сказывающихся на развитии современного юридического образования в Республике Армении и Российской Федерации, а также определение основных перспектив его развития в соответствии с мировыми стандартами и потребностями потенциальных работодателей. Методы: сравнительно-правовой, эмпирические методы описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики; частно-научные методы: юридико-догматический и метод толкования правовых норм. Выводы: анализ нормативно-правовых, а также соответствующих локальных актов Российской Федерации, Республики Армении и других стран СНГ свидетельствует об отсутствии в настоящее время в большинстве высших учебных заведений превалирования практической составляющей подготовки юристов над теоретической, что, соответственно, требует скорейшего разрешения. Основные тенденции развития юридического образования в странах СНГ, успешная мировая практика и мировые стандарты высшего юридического образования обусловливают необходимость расширения процессов цифровизации при подготовке юристов, усиления компетентности будущих юристов в вопросах правового обеспечения информационной безопасности. Модернизация современного юридического образования должна носить непрерывный характер, учитывать потребности мирового рынка. Представляется важным развитие национальной стратегии совершенствования юридического образования, разработка локальных актов в высших учебных заведениях, регламентирующих вопросы цифровизации юридического образования. Важное значение приобретает повышение цифровой грамотности и компетентности профессорско-преподавательского состава и обучение этим навыкам будущих юристов в целях достижения их востребованности. Также актуальным выступает вопрос о реализации права осужденных на получение юридического образования.
Ключевые слова: высшее образование; цифровизация; юридическое образование в Российской Федерации и Республике Армении; инновации; образовательный процесс; качество юридического образования.
2. Береснева, Е. В. Дидактические возможности современных информационных технологий в подготовке специалиста-химика / Е. В. Береснева, М. А. Зайцева, Р. В. Селезнев, М. М. Соломонович // Интеграция образования. – 2018. – Том 22, № 1. – С. 177–192.
3. Горбунова, Н. В. Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования /
Н. В. Горбунова. – Саратов : Саратов. соц.-эконом. ин-т (фил.) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2019. – 152 c. – ISBN 978-5-4345-0510-9.
4. Дадаян, Е. В. К вопросу о подготовке в магистратуре лиц, не имеющих базового юридического образования /Е. В. Дадаян, А. Н. Сторожева // Успехи современной науки. – 2016. – № 3, Том 1. – С. 33–36.
5. Зайцев, О. А. Направления совершенствования юридического образования / О. А. Зайцев // Государственная служба. – 2020. – Том 22, № 1. – С. 85–91.
6. Курочкин, С. А. Международный коммерческий арбитраж и третейское разбирательство / С. А. Курочкин. – Москва : Инфотропик Медиа, 2013. – 260 с. – ISBN 978-5-9998-0174-6.
7. Матюшева, Т. Н. Повышение качества юридического образования в решении проблемы становления правового
государства и гражданского общества / Т. Н. Матюшева // Современное право. – 2015. – № 11. – С. 68–72.
8. О трудовой реабилитации бывших осужденных // Закон.ру – первая социальная сеть для юристов : сайт. – URL:
https://zakon.ru/blog/2021/7/25/o_trudovoj_reabilitacii_byvshih_osuzhdennyh (дата обращения: 08.10.2022).
9. Остракизм в современных реалиях: поражение в правах лиц с погашенной или снятой судимостью. Пожизненный запрет на профессию // Праворуб. Профессиональное сообщество юристов и адвокатов : сайт. – URL: https://
user572897.pravorub.ru/personal/80110.html (дата обращения: 08.10.2022).
10. Рыжова, Н. И. Информационно-правовая компетентность как основа для развития правовой культуры современного специалиста в условиях глобальной информатизации / Н. И. Рыжова, Д. А. Соколов // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27481 (дата обращения: 08.10.2022).
11. Фишман, Б. Е. Научно-образовательный цент – инструмент развития университета / Б. Е. Фишман // Высшее
образование в России. – 2015. – № 3. – С. 113–120.
12. Цифровизация экономических систем: теория и практика : монография / под редакцией А. В. Бабкина. – СанктПетербург : Политех-Пресс, 2020. – 796 c. – ISBN 978-5-7422-6931-1.
13. Электронное обучение : руководство по применению и внедрению в вузе / под редакцией О. Зубиковой и др. –
Костанай : Центрум, 2016. – 147 c. – ISBN 978-601-7551-63-6.
14. Burns, K. Active Learning in Law by Flipping the Classroom: An Enquiry into Effectiveness and Engagement / Kylie
Burns, Mary Keyes, Therese Wilson, Joanne Stagg-Taylor, Kate Van Doore // Legal Education Review. – 2017. – Vollume 27. – Issle 1. – URL: http://classic.austlii.edu.au/au/journals/LegEdRev/2017/9.pdf (дата обращения: 08.10.2022).
15. LegalTech и юристы будущего / Кондрашов И. и др. // Закон. – 2017. – № 11. – С. 20–36.
16. Legal education in the digital age / ed. by Edward Rubin. – Cambridge : Cambridge Univ. Press, 2012. – 253 p. –
ISBN 1107012201, 9781107012202.
17. Modernising Legal Education. – Cambridge : Cambridge University Press, 2020. – 261 p. – ISBN 9781108475754.
18. Turner, J. Reasons why law students should have access to learning law through a skills-based approach / Juliet Turner,
Alison Bone, Jeanette Ashton // The Law Teacher. – 2016. – Vollume 52, no. 1. – pp. 1–16.