Превенция морального отчуждения курсантов в контексте личностно-развивающего подхода в профессиональном воспитании (на примере профессионального воспитания будущих специалистов уголовно-исполнительной системы)
Мещерякова Е. Н., Ковтутенко Л. В. Превенция морального отчуждения курсантов в контексте личностно-развивающего подхода в профессиональном воспитании (на примере профессионального воспитания будущих специалистов уголовно-исполнительной системы) // Пенитенциарная наука. 2022. Т. 16, № 2 (58). С. 220–228. doi: 10.46741/2686-9764.2022.58.2.012.
Введение: статья посвящена исследованию актуальной проблемы морального отчуждения современной молодежи в аспекте превенции профессионального морального отчуждения курсантов ведомственных вузов (на примере профессионального воспитания будущих специалистов уголовно-исполнительной системы). Цель: на основе анализа и обобщения результатов отечественных и зарубежных исследований конкретизировать понятие «профессиональное моральное отчуждение», с позиций личностно-развивающего подхода в профессиональном воспитании обосновать возможности превенции зарождения (развития) этого личностного феномена. Методы: теоретического исследования (аксиоматический, гипотетический, аналитический, абстрагирование, формализация и др.) в сочетании с эмпирическими (наблюдение, сравнение, интерпретация и др.). Результаты: проведенное исследование позволило выявить противоречия, отражением которых является проблема профессионального морального отчуждения; определить профессиональное моральное отчуждение сотрудников уголовно-исполнительной системы как один из видов отчуждения личности, зарождение и развитие которого происходят под преимущественным влиянием факторов профессиональной среды; показать, что с его становлением неразрывно связано развитие внутриличностной дисгармонии, препятствующей восприятию и принятию значимых для профессионального сообщества духовных правил, норм и традиций, а также ценностно-смысловых доминант сообщества, которое сопровождается нарастанием профессионального маргинализма и может находить проявление в уклонении от исполнения профессиональных обязанностей, девиантном поведении, профессиональном выгорании и иных неблагоприятных явлениях. Выводы: целям превенции профессионального морального отчуждения наиболее соответствуют разработка и реализация в контексте личностно-развивающего подхода к профессиональному воспитанию курсантов комплексной педагогической программы, включающей мероприятия, проведение которых в установленных формах, с использованием традиционных и инновационных методов и средств позволит обеспечить достижение курсантами достаточно высокого уровня сформированости личностно-профессиональных качеств, значимых для предупреждения возникновения и развития профессионального морального отчуждения, стимулировать формирование ценностно-смысловых доминант и способствовать становлению профессиональной идентичности как антипода профессионального маргинализма сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: превенция; моральное отчуждение; курсант; будущий специалист; личностно-развивающий подход; профессиональное воспитание; уголовно-исполнительная система.
2. Белов, В. И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций / В. И. Белов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2006. – Том 6, № 14. – С. 163–177.
3. Джерелиевская, И. К. Социальный порядок и отчуждение личности / И. К. Джерелиевская // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 4. – С. 116–124.
4. Дудина, М. М. Основы психолого-педагогической диагностики : учебное пособие / М. М. Дудина, Ф. Т. Хаматнуров. – Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. – 190 с. – ISBN 978-5-8050-0611-2.
5. Исаев, И. Ф. Интегративная модель профессионального воспитания в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования / И. Ф. Исаев // Новые горизонты профессионального образования. XII Международный конгресс-выставка «Globaleducation – образование без границ» (Москва, 18–19 декабря 2018 г.). – Москва : Минобрнауки России, 2018. – С. 67–84.
6. Коррупция в ФСИН России // Общественный комитет по контролю за делами коррупционной направленности и реализации программы Президента Российской Федерации : сайт. – URL: http://corrypcii.net/corrupcia_v_fsin_ rossii_database (дата обращения: 15.09.2021).
7. Кубякин, Е. О. Особенности формирования и проявления экстремизма в молодежной среде : монография / Е. О. Кубякин. – Краснодар : КрУ МВД России, 2011. – 181 с. – ISBN 978-5-9266-0415-0.
8. Кураков, Л. П. Экономика и право : словарь-справочник / Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. – Москва : Вуз и школа, 2004. – 1072 с. – ISBN 5-94378-062-9.
9. Ленин, В. И. Партийная организация и партийная литература / В. И. Ленин. – Москва : Книга, 1980. – 238 с.
10. Мещерякова, Е. И. Понятийно-смысловое поле превенции девиантного поведения обучающихся в ведомственных вузах / Е. И. Мещерякова // Российский девиантологический журнал. – 2021. – № 1. – С. 116–126. – doi: 10.35750/2713-0622-2021-1-116-126.
11. Мещерякова, Е. И. Принцип культуросообразности в профессиональной подготовке специалистов в ведомственных образовательных организациях / Е. И. Мещерякова // Пенитенциарная наука. – 2020. – Том 14, № 3. – С. 425–431. – doi: 10.46741/2686-9764-2020-14-3-425-431.
12. Пешкова, Н. В. Личностно-развивающий подход в физическом воспитании студентов вузов : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пешкова Наталья Валлиевна. – Москва, 2003. – 22 с.
13. Путин счел необходимым пересмотр человечеством нравственных ценностей // Интерфакс : сайт. – URL: https:// interfax.ru/russia/733741 (дата обращения: 01.09.2021).
14. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для педагогических вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под редакцией В. А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. – Mосква : Академия, 2004. – 566 с. – ISBN 978-5-7695-4762-1.
15. Следователи возбудили 99 уголовных дел в отношении 56 сотрудников ФСИН в 2020 году // ТАСС : сайт. – URL: https://tass.ru/obschestvo/10121205 (дата обращения: 05.09.2021).
16. Таланова, К. С. Ценностное ядро духовно-нравственного кризиса: дефиниции, типологии, система ценностей / К. С. Таланова // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2014. – № 3. – С. 179–200. – doi: 10.24290/1029-3736-2020-26-4-7-34.
17. Титов, В. Ф. Отчуждение как фундаментальная предпосылка развития социума / В. Ф. Титов // Вестник Мурманского государственного технического университета. – 2014. – № 4 (17). – С. 778–782.
18. Шашенкова, Е. А. Исследовательская деятельность / Е. А. Шашенкова. – Москва : Перспектива, 2010. – 88 с. – ISBN 978-5-98594-242-2.
19. Berger, P. Reification and sociological criticism of consciousness / Peter Berger, Stanley Pullberg // History and Theory. – 1965. – Volume 4, no. 2. – Pp. 196–211.
20. Sykes, G. Alienation: the cultural climate of our time / Gerald Sykes. – New York : G. Braziller, 1964. – 984 p.
21. Technology and innovation in the development of cognitive activity / Sergeeva M. G., Vilkova A. V., Litvishkov V. M., Kovtunenko L. V., Lukashenko D. V., Klimova E. M. // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. – 2019. – Volume 8, № 12. – Pp. 1050–1055.