Введение. Статья посвящена характеристике рефлексии как механизма позитивной переориентации личности воспитанника исправительного учреждения; аргументации возможности стимулирования этого процесса воспитательными средствами; обоснованию целесообразности использования кинопедагогики в качестве инструмента формирования рефлексивности у несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии. Цель: выявление динамики в развитии рефлексивности у несовершеннолетних осужденных под влиянием средств кинопедагогики. Методы: теоретический анализ проблемы исследования, теоретический анализ статистических данных и нормативных документов, опрос, эксперимент, методы математической статистики, интерпретационный метод. Результаты: в ходе анализа статистических данных, отражающих тенденции в уголовно-исполнительной политике в отношении несовершеннолетних осужденных, был сформулирован прогноз по поводу результативности воспитательной работы, стимулирующей развитие рефлексивности у подростков средствами кинопедагогики. В ходе теоретического описания специальной кинопрограммы были изложены основные идеи, педагогические условия и методические решения для ее реализации; в дальнейшем экспериментальном изучении в реальном педагогическом процессе они получили свое подтверждение. Основным критерием действенности предложенной кинопрограммы являлся уровень рефлексивности у несовершеннолетних осужденных; позитивная динамика в ее развитии была выявлена с помощью методики диагностики рефлексивности, разработанной А. В. Карповым. Информация, полученная в ходе данного исследования, может послужить основой для использования средств кинопедагогики при решении широкого спектра задач воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы.
Ключевые слова: воспитательная колония; несовершеннолетний осужденный; личность; педагогический процесс; воспитательная работа; воспитательное мероприятие; кинопедагогика; рефлексия; рефлексивность; самопознание; самооценка; самоопределение.
Панова О. Б. -
профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент, действительный член Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности
ORCID 0000-0002-6096-2581
, e-mail xenia-vipe@mail.ru
1. Антонян, Е. А. Личность рецидивиста: криминологическое и уголовно-исполнительное исследование : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Антонян Елена Александровна. – Москва, 2014. – 41 с. 2. Босов, Д. В. Анализ подходов, теорий и концепций кинотерапии в работе с детьми с психическими отклонениями / Д. В. Босов, Р. Ю. Доля // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2019. – № 4 (43). – С. 143–153. 3. Босов, Д. В. Мейнстрим-кинематограф как фактор формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи : диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических / Босов Дмитрий Вячеславович. – Санкт-Петербург, 2017. – 196 с. 4. Быстрова, Т. В. О повышении жизнестойкости осужденных с длительными сроками / Т. В. Быстрова, В. М. Поздняков // Прикладная юридическая психология. – 2017. – № 1. – С. 30–36. 5. Захарова, Е. И. Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения / Е. И. Захарова, О. А. Карабанова // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 2 (30). – С. 57–65. 6. Исаева, С. Н. Социально-культурные условия воспитания нравственных качеств впервые осужденных в пенитенциарных учреждениях : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Исаева Светлана Николаевна. – Тамбов, 2006. – 22 с. 7. Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24, № 5. – С. 45–57. 8. Кон, И. С. Социологическая психология / И. С. Кон. – Москва : Московский психолого-социальный университет ; Воронеж : МОДЭК, 1999. – 560 c. – ISBN 5-89395-106-9. 9. Машарова, Т. В. Теория и практика социального самоопределения подростка в учебной деятельности : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Машарова Татьяна Викторовна. – Ярославль, 1999. – 392 с. 10. Нормы создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях : постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.1997 № 974. – URL: https://base.garant.ru/1345278 (дата обращения: 14.09.2021). 11. Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний : приказ Минюста России от 21.06.2005 № 91 (ред. от 21.07.2016). – URL: https://sudact.ru/law/prikaz-miniusta-rossii-ot-21062005-n-91/instruktsiia-ob-organizatsii-vospitatelnoi-raboty/ (дата обращения: 14.09.2021). 12. Панова, О. Б. Педагогическое обеспечение правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Панова Оксана Брониславовна. – Ярославль, 2013. – 489 с. 13. Рожков, М. И. Проблема цели воспитания в современной педагогике / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник – 2010 – Т. 2, № 4. – С. 7–11. 14. Россохин, А. В. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания: интерсознание в психоанализе / А. В. Россохин. – Москва : Когито-Центр, 2010. – 304 с. – ISBN 978-5-89353-271-5. 15. Состояние преступности в России. За январь–декабрь 2020 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации, Главный информационно-аналитический центр. – URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/ item/22678184/ (дата обращения: 14.09.2021). 16. Усов, Ю. Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников : автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Усов Юрий Николаевич. – Москва, 1989. – 32 с. 17. Франкл, В. Человек в поисках смысла : сборник / В. Франкл. – Москва : Прогресс, 1990. – 366 с. – ISBN 5-01- 001606-0. Побуждение воспитанников к активной рефлексии обеспечивается такими возможностями кинопедагогики, как расширение картины мира молодых людей, углубление их знаний в области социальных норм общества, разрушение негативных стереотипов поведения и мифов криминальной среды, расширение диапазона принятия воспитанниками социальных норм и ценностей, отличающихся от воровских законов, развитие способности к сопереживанию и состраданию. Проведенное исследование выявило возможности и проблемы использования кино в качестве действенного средства активизации рефлексии у подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях. Сформулированные в статье положения могут стать предметом для обсуждения в профессиональном сообществе сотрудников воспитательных колоний и выступить теоретическим ориентиром для совершенствования воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в направлении развития у них качеств субъектной личности. 18. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних // Федеральная служба исполнения наказаний : официальный сайт. – URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/ Xarka%20v%20VK// (дата обращения: 14.09.2021). 19. Marsick, E. Film Selection in a Cinematherapy Intervention With Preadolescents Experiencing Parental Divorce / E. Marsick // Journal of Creativity in Mental Health. – 2018. – № 5 (201). – P. 374–388. – URL: https://www.researchgate. net/publication/233107694/ (дата обращения: 14.09.2021).