Педагогические аспекты предупреждения профессионального маргинализма как опасного психологического феномена в образовательном процессе ведомственных вузов
Kovtunenko L.V., Meshcheryakova E.I., Khlopovskikh Yu.G. Pedagogical aspects related to the prevention of professional marginalism as a dangerous psychological phenomenon in educational process at departmental universities. Penitentiary Science, 2021, vol. 15, no. 3 (55), pp. 585–594. DOI 10.46741/2686-9764-2021-15-3-585-594.
Введение: статья посвящена анализу профессионального маргинализма, приобретающего в последние годы все большее распространение. Его предупреждение становится актуальной проблемой, которая требует исследования представителями различных научных областей: социологами, психологами, педагогами. При этом проблемы, связанные с предупреждением профессионального маргинализма как опасного психологического феномена, остаются малоисследованными, несмотря на свою высокую общественную, государственную и личностную значимость. Особенно опасным представляется развитие профессионального маргинализма у сотрудников силовых структур: военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, в том числе системы исполнения наказаний, и др. Актуальность данной темы обусловлена увеличением количества сотрудников, проявляющих признаки профессионального маргинализма. Цель: на основе обобщения теоретических данных и опыта изучения проблемы профессионального маргинализма как опасного психологического феномена показать возможные способы его предупреждения и коррекции в образовательном процессе ведомственных вузов. Методы: теоретические (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование), эмпирические (опрос, тестирование, эксперимент), методы качественной и количественной обработки данных. Результаты: в ходе проведенного авторами исследования было выявлено, что среди опрошенных курсантов ведомственных образовательных организаций, в том числе ФСИН России, основная часть (69,0 %) склонна к проявлению амбивалентных чувств в отношении осваиваемой профессии; профессиональный маргинализм как антипод профессиональной приверженности проявляется у большинства курсантов (71,4 %) на среднем уровне. Лишь у пятой части обследуемых выявлен низкий уровень профессионального маргинализма. Выводы: анализ результатов диагностики состояния и динамики сформированности профессиональной идентичности курсантов показывает, что достигнутые показатели в целях предупреждения профессионального маргинализма должны быть увеличены. Это требует разработки и реализации программы повышения уровня сформированности профессиональной идентичности курсантов, включающей мероприятия, формы и методы их организации и проведения, направленные на предупреждение профессионального маргинализма сотрудников силовых ведомств. Существенную роль в предупреждении зарождения и развития этого психологического феномена призвана сыграть образовательная (особенно воспитательная) деятельность педагогов в период подготовки специалистов в ведомственных вузах.
Ключевые слова: профессиональный маргинализм; профессиональная идентичность; предупреждение профессионального маргинализма; педагогические средства; образовательный процесс; ведомственная образовательная организация.
2. Вайтулевич, С. Н. Маргинальное сознание и поведение как аспект социально-психологической организации маргинальной личности / С. Н. Вайтулевич // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 2. – С. 60–81.
3. Диденко, А. А. Профессиональная идентичность военнослужащих внутренних войск МВД России / А. А. Диденко, И. В. Диденко // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2013. – № 4 (55). – С. 3–7. – URL: https:// cyberleninka.ru/ article/n/ professionalnaya-identichnost-voennosluzhaschih-vnutrennih-voysk-mvd-rossii (дата обращения: 29.11.2020).
4. Ермолаева, Е. П. Мультидисциплинарный подход в модели «человек – профессия – общество» / Е. П. Ермолаева // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2017. – Том 2, № 1. – С. 3–22.
5. Ермолаева, И. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность / И. П. Ермолаева // Психологический журнал. – 2001. – Том 22, № 4. – С. 51–60
6. Калашников, А. И. Профессиональная приверженность и профессиональный маргинализм педагогов / А. И. Калашников, С. А. Минюрова // Психологическая наука и образование. – 2017. – Том 22, № 5. – C. 5–13.
7. Михайлов, И. А. Феномен / И. А. Михайлов // Новая философская энциклопедия. – URL: https://iphlib.ru/library/ collection/newphilenc/document/HASHc26f429f6526f3c83ca4c2?p.s=TextQuery (дата обращения: 29.11.2020).
8. Оболкина, С. В. Философский анализ проблемы маргинальности / С. В. Оболкина // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2018. – Том 18, вып. 2. – С. 7–20. – DOI 10.17506/ryipl.2016.18.2.720.
9. Путин: программа патриотического воспитания должна основываться на базовых ценностях // ТАСС : сайт. – URL: https://tass.ru/obschestvo/7325009 (дата обращения: 17.12.2020).
10. Таланова, К. С. Ценностное ядро духовно-нравственного кризиса: дефиниции, типологии, система ценностей / К. С. Таланова // Вестник Московского университета. Серия 18 : Социология и политология. – 2014. – № 3. – С. 179–199.
11. Ткаченко, И. Н. Проблемы формирования системы морально-нравственных ценностей у современной российской молодежи / И. Н. Ткаченко, З. В. Берсунькаева // Молодой ученый. – 2017. – № 15 (149). – С. 518–520.
12. Psychological and Pedagogical aspects of increasing the educational process efficiency in a university for specialists in the field of physical education and sport / I. P. Gladilina, A. V. Yumashev, T. I. Avdeeva, A. A. Fatkullina, E. A. Gafiyatullina // Espacios. – 2018. – Volume 39, no. 21. – P. 11.
13. Psychological and pedagogical support for deviant behavior prevention in professional education organizations / Marina G. Sergeeva, Vladimir M. Litvishkov, Alexander M. Nikitin, Sergey N. Salun, Julia M. Kalinina, Ekaterina V. Nagornova, Olga B. Lobanova // Revista inclusiones. – 2020. – Volume 7, no. S 2-1. – Pp. 157–166.
14. Technology and innovation in the development of cognitive activity / M. G. Sergeeva, A. V. Vilkova, V. M. Litvishkov, L. V. Kovtunenko, D. V. Lukashenko, E. M. Klimova // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. – 2019. – Volume 8, no. 12. – Pp. 1050–1055. – DOI 10.35940/ijitee.K2266.1081219.