Практико-ориентированное обучение в образовательных организациях высшего образования ФСИН России
Зауторова Э. В., Бодрова Е. В. Практико-ориентированное обучение в образовательных организациях высшего образования ФСИН России. Пенитенциарная наука, 2021, т. 15, № 3 (55), с. 575–584. DOI 10.46741/2686-9764-2021-15-3-575-584.
Введение: статья посвящена вопросам подготовки обучающихся образовательных организаций высшего образования ФСИН России при использовании имитационных обучающих средств с целью формирования и развития конкретных профессиональных умений и качеств, усиления практической направленности обучения, приобретения и отработки практических навыков. Цель: на основе обобщения опыта применения имитационных средств в процессе подготовки обучающихся образовательных организаций высшего образования ФСИН России показать перспективы построения практико-ориентированной модели образовательного процесса. Методы: теоретический анализ литературы, нормативных правовых актов по проблеме исследования; методы синтеза и обобщения; сравнительно-правовой, эмпирические методы, методы описания, интерпретации. Результаты: анализ использования имитационных средств в процессе подготовки обучающихся образовательных организаций высшего образования ФСИН России способствует формированию универсальных, профессиональных и специальных компетенций, необходимых для самостоятельного несения службы в подразделениях учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Выводы: использование учебных полигонов, учебных рабочих мест, учебных рабочих маршрутов, в том числе с применением AR- и VR-технологий, позволит сформировать у обучающихся четкий алгоритм действий при выполнении служебных обязанностей, а профессорскопреподавательскому составу образовательной организации высшего образования ФСИН России создавать ситуации, максимально приближенные к реальности и условиям исправительного учреждения. Практико-ориентированный подход в обучении способствует качественной подготовке и оптимизации профессиональной адаптации молодых сотрудников к службе в пенитенциарной системе
Ключевые слова: образовательный процесс; обучающиеся образовательных организаций высшего образования ФСИН России; процесс обучения; практико-ориентированный подход; средства обучения; учебный полигон; учебное рабочее место; учебный рабочий маршрут.
2. Брызгалова, И. В. Активизация учебно-познавательной деятельности курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России как педагогическая проблема / И. В. Брызгалова // Международный пенитенциарный журнал. – 2016. – № 2 (6). – С. 62–66.
3. Брызгалова, И. В. Учебные игры как интерактивная форма проведения занятий в вузах ФСИН России / И. В. Брызгалова, Э. В. Зауторова // Профессиональное образование и наука. – 2018. – № 4 (5). – С. 12–18.
4. Викторова, Т. В. Модель процесса формирования морально-психологической устойчивости к применению оружия сотрудниками отдела охраны ФСИН России / Т. В. Викторова // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 10. – С. 227–230.
5. Дазмарова, Т. Н. Реализация практико-ориентированного подхода в обучении курсантов академии ФСИН России с использованием учебного рабочего места / Т. Н. Дазмарова // Субъекты образовательной деятельности в образовательном пространстве вузов: взаимодействие, саморазвитие, сотрудничество : сборник материалов по итогам IV Межвузовских учебно-методических сборов профессорско-преподавательского и начальствующего состава образовательных организаций ФСИН России. – Рязань : Академия ФСИН России, 2016. – С. 24–29. – ISBN 978-5-7743-0780-7.
6. Зауторова, Э. В. Морально-психологическая устойчивость – ведущая составляющая эффективности профессиональной деятельности сотрудников отдела охраны исправительных учреждений ФСИН России / Э. В. Зауторова, Т. В. Викторова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2018. – № 9 (196). – С. 11–18.
7. Зауторова, Э. В. Профессионально-педагогическая компетентность сотрудников уголовно-исполнительной системы и исправление осужденных / Э. В. Зауторова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2020. – № 3. – С. 34–37.
8. Кадровое обеспечение уголовно-исполнительной системы : информационно-аналитический сборник / под общей редакцией первого заместителя директора ФСИН России А. А. Рудого. – Тверь : НИИТ ФСИН России, 2019. – 85 с.
9. Кевля Ф. И. Специфика профессиональной деятельности и личностные особенности сотрудников ФСИН России / Ф. И. Кевля, Э. В. Зауторова // Актуальные проблемы организации деятельности органов и учреждений уголовноисполнительной системы и пути их решения : материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора юридических наук, профессора А. И. Зубкова и Дню российской науки. – Рязань : АПУ ФСИН России, 2020. – С. 117–121.
10. Кусакин, А. Н. Профессиональная адаптация выпускников Академии ФСИН России к функциональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы : аналитический обзор / А. Н. Кусакин, С. В. Якушкин, М. С. Тарасиков. – Рязань : Академия ФСИН России, 2007. – 30 с.
11. Мишустин, С. П. Организация практико-ориентированного подхода в обучении курсантов ФСИН России / С. П. Мишустин. – URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=2421(дата обращения: 24.09.2020).
12. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – URL. http://ivo. garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1/highlight/ФЗ-273:1 (дата обращения: 19.09.2020).
13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность : приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28.08.2020 № 1131. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202009150044 (дата обращения: 24.09.2020).
14. Степанова, О. Н. Особенности профессиональной адаптации молодых сотрудников к службе в УИС / О. Н. Степанова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – № 11–1. – С. 226– 231.
15. Технологии AR и VR в образовании. – URL: https://habr.com/ru/company/mailru/blog/435996/ (дата обращения: 01.08.2021).
16. Хотькина, О. К. Использование учебного рабочего места «Инспектор отдела специального учета» в реализации практической направленности обучающихся / О. К. Хотькина // Организация образовательного процесса в вузах: современное состояние, проблемы и перспективы : сборник материалов научно-методической конференции. – Рязань : Академия ФСИН России, 2017. – С. 275–280. – ISBN 978-5-7743-0817-0.
17. Bazhenova, N. G. Psychological characteristics of students’ self-organization: Personal and group levels / N. G. Bazhenova, R. I. Bazhenov // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). – 2018. – Volume 8, issue 6. – Рp. 11–18.
18. Balikaeva, M. B. The interconnection between future engineers’ professional mobility in higher school social and cultural environment / M. B. Balikaeva // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). –2018. – Volume 8, Issue 6. – Рp. 70–78.
19. Cárdenas-Robledo, L. A. Ubiquitous learning to enhance lab practice / L. A. Cárdenas-Robledo, A. Peña-Ayala // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). – 2018. – Volume 8, issue 6. – Рp. 62–69.
20. The Model Of Supporting Technical Students In Their Professional Self-Definition / E. V. Zautorova, L. V. Konovalova, A. V. Vilkova, V. M. Litvishkov, F. I. Kevlya // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). – 2018. – Volume 8, issue 6. – Pp. 426–431.
21. University Pedagogical System And Its Focus On Destructive Student Behavior Overcoming / A. V. Kiryakova, A. V. Samigulina, E. R. Khairullina, A. Ya. Melnikova, R. R. Denisova, A. M. Ishmuradova // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). – 2018. – Volume 8, issue 6. – Рp. 223–232.