Актуальные вопросы формирования готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств в условиях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе
Лобанова Е. С., Кириллова Т. В., Смыковский В. В. Актуальные вопросы формирования готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств в условиях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе. Пенитенциарная наука, 2021, т. 15, № 2 (54), с. 350–362. DOI 10.46741/2686-9764-2021-15-2-350-362
Введение: статья посвящена анализу возможностей и актуальных проблем формирования готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств в образовательном процессе учебных заведений с учетом требований компетентностного подхода. Цель: на основе обобщения педагогического опыта применения компетентностного подхода в образовании, требований профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, анализа содержания образовательных программ и программ учебных дисциплин определить проблемы формирования готовности курсантов к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств в учреждениях уголовно-исполнительной системы и способы их решения. Методы: метод теоретического анализа проблемы исследования, теоретические методы формальной и диалектической логики, анализ документов и статистических данных, опрос, интерпретационный метод. Результаты: анализ содержания образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, требований профессиональной и служебной деятельности, диктуемых повышенным уровнем криминальной опасности лиц, отбывающих наказания в условиях лишения свободы, уровня профессиональной подготовки сотрудников, ожиданий руководителей пенитенциарных учреждений в отношении профессиональной компетентности сотрудников – выпускников образовательных учреждений – показал необходимость реализации комплексного подхода для формирования когнитивного, поведенческого и мотивационно-ценностного компонентов готовности к действиям при чрезвычайных обстоятельств, дополнения профессиональных компетенций, отражающих обсуждаемую готовность, в отношении различных специальностей, регулярности проведения подготовки в данном направлении, особенно на старших курсах обучения. Выводы: для эффективного формирования готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы целесообразно уделять внимание не только когнитивному и деятельностному компонентам, на которые преимущественно направлено содержание учебных дисциплин, но и мотивационно-ценностному. Эта работа предполагает наряду с изучением специальных дисциплин организацию психологической подготовки курсантов, что способствует реализации комплексного подхода. Уместно формирование общей профессиональной компетенции курсантов, отражающей аспекты готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств, вне зависимости от получаемой специальности. Важна актуализация знаний и навыков действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств на заключительном этапе обучения.
Ключевые слова: Чрезвычайные обстоятельства; готовность к действиям; компетентностный подход; компетентность; профессиональные компетенции; образовательный процесс; образовательная программа; комплексный подход
2. Герасимов, А. А. Актуальные вопросы подготовки сотрудников УИС к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств / А. А. Герасимов // Вопросы современной науки и практики. – 2020. – № 2 (3). – С. 86–88.
3. Егоренков, Д. В. Формирование готовности старшеклассника к преодолению экстремальных ситуаций : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Егоренков Дмитрий Владимирович. – Волгоград, 2013. – 25 с.
4. Зарубежный опыт профилактики негативных процессов, происходящих в пенитенциарных учреждениях, и совершения содержащимися в них лицами правонарушений и преступлений : аналитический обзор / Л. Ф. Пертли [и др.] – Москва : НИИ ФСИН России, 2017. – 108 с.
5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. № 5. – С. 34–42.
6. Кареев, В. В. Тактико-специальные занятия как форма практической подготовки сотрудников ФСИН России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах / В. В. Кареев // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики : материалы международной научно-практической межведомственной конференции / под общей редакцией А. А. Вотинова. – Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. – С. 268.
7. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. – Москва : Просвещение, 1972. – 255 с.
8. Куклина, Л. В. Особенности становления ключевых компетенций у обучающихся с разной профессиональной направленностью / Л. В. Куклина, И. И. Корягина // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2020. – № 4 (97). – С. 234–243.
9. Левитов, Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Просвещение, 1969. – 424 с.
10. Манышев, В. В. Деловая игра как один из способов реализации проблемного обучения в учебном ситуационном центре оперативного управления / В. В. Манышев, А. А. Брагин // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2014. – № 2. – С. 22–25.
11. Мачехин, М. С. Массовые беспорядки и групповые неповиновения, совершаемые в исправительных учреждениях: характеристика, причины и меры противодействия : монография / М. С. Мачехин. – Пермь : Пермский институт ФСИН России, 2020. – 105 с.
12. Назаров, В. И. Становление личностно-профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях заочного обучения / В. И. Назаров, Г. А. Засобина. – Иваново : Ивановский государственный университет, 2010. – 216 с. – ISBN 978-5-7807-0848-3.
13. Рудик, П. А. Психология / П. А. Рудик. – Москва : Физкультура и спорт, 1976. – 239 с.
14. Хомяков, О. В. Подготовка сотрудников специальных подразделений ФСИН России по конвоированию к действиям при экстремальных условиях / О. В. Хомяков // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия : сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – Пермь : Пермский институт ФСИН России, 2018. – С. 356–358.
15. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 59–64.
16. Baldi, K. A. An overview of Physical Fitness of Female Cadets at the Military Academies / K. A. Baldi // Military Medicine. – 1991. – № 10. – Рp. 537–539.
17. Coyle, D. CLIL: Content and Language Integrated Learning / Do Coyle, Philip Hood, David Marsh. – Cambridge, UK : Cambridge University Press, 2010. – 184 p. – ISBN 9780521112987.
18. Graevenitz, G. G.-W. Ausbildung des americanischen Offizers. Beispiel: US Air Force Academy / G. G.-W. Graevenitz // Truppenpraxis. – 1988. – № 1. – Рp. 72–75.
19. Smykovsky, V. Opportunities of readiness formation of the criminal-executive system employees to actions in the emergency circumstances / Vasily Smykovsky, Elena Lobanova, Alexander Kiselev // Proceedings of the II International Scientific-Practical Conference «Psychology of Extreme Professions» (ISPCPEP 2019). – URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/ispcpep-19/125909644 (дата обращения: 26.02.2019).
20. Thomas, Y. Woman’s Sports and fitness programs of the US Air Force Academy / Y. Thomas // Physician and Sportsmedicine. – 1979. – № 7. – Рp. 59–68.