Педагогическая технология как средство формирования образовательной самостоятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования ФСИН России
Панова О. Б. Педагогическая технология как средство формирования образовательной самостоятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования ФСИН России. Пенитенциарная наука, 2021, т. 15, № 1 (53), с. 125–133. DOI 10.46741/2686-9764-2021-15-1-125-133.
Введение: статья посвящена рассмотрению проблемы повышения роли самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся образовательных организаций высшего образования ФСИН России и формирования отношения к ней как значимому компоненту образовательного процесса. Цель: описание и научное обоснование педагогической технологии, направленной на формирование образовательной самостоятельности будущих сотрудников уголовно-исполнительной ситемы. Методы: теоретические методы (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, педагогическое моделирование) и эмпирические методы (опрос, анализ результатов деятельности). Результаты: в ходе изучения вопроса был сформирован категориальный аппарат исследования, ключевым понятием при этом выступил теоретический конструкт «образовательная самостоятельность». Обращение к педагогическому моделированию позволило описать образовательную дистанционную технологию, основанную на интерактивном педагогическом взаимодействии на базе модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды (Moodle). В данной технологии акцент делается на развитии познавательной мотивации обучающихся, в качестве источника которого выступает профессионально ориентированная учебная дилемма. Учебная дилемма выполняет функцию информационно-смысловой единицы, охватывающей содержание определенной темы и соответствующей ей компетенции, заложенной в структуре учебной дисциплины. Проведенное эмпирическое исследование показало, что применение этой образовательной технологии реально мобилизует познавательную активность обучающихся и вызывает у них большой интерес к учебе и будущей профессии за пределами тем, предназначенных для аудиторного изучения. Выводы: установлено, что продуктивность самостоятельной внеаудиторной работы определяется такой организацией внешнего управления со стороны преподавателя, которая соотносится с внутренними потребностями обучающихся и позволяет актуализировать широкий спектр познавательных мотивов: непосредственно побуждающих, интеллектуально-побуждающих, перспективно побуждающих. Описанная образовательная технология, отвечая этим условиям, может быть предложена для использования в массовой практике.
Ключевые слова: образовательная самостоятельность; образовательный процесс; педагогическая технология; познавательные мотивы; учебная дилемма; электронная образовательная среда.